Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Сальвадор Дали на уроке информатики (из опыта работы)


Автор(ы): Медведев Леонид Николаевич, Учитель

Как обычно представляют себе занятие по информатике из раздела “Моделирование и формализация” на тему “модели мировоззрения”? Сначала преподаватель что-то рассказывает, демонстрируя примеры из классики (например, из школьной литературы), потом учащиеся приводят свои примеры. Завершается все это всеобщим забыванием моделей. Они мало что дали для чувственной сферы. Для тех, кто так себе представляет этот урок, моя статья не нужна.
При подготовке к этому уроку мне показалось интересным поставить перед студентами нашего педколледжа нестандартную задачу, которая бы не только потребовала повторения пройденного на уроке, но и вызвала споры и активизировала обсуждение. Почему бы не проанализировать модель мировоззрения, исповедуемого художником, причем художником, с кем молодые люди знакомы лишь понаслышке, но который сразу не дает раскрыть смысл и содержание своих произведений. На мою удачу, в коллекции картин (электронной) нашелся именно такой художник. Это Сальвадор. Дали. Его-то и было решено использовать на занятии. Само занятие строилось тоже не очень стандартно.
На первой половине занятия студенты изучали электронную версию раздела 2.11 “Модели мировоззрения” из учебника [1]. Так как наша библиотека не имеет этого учебника, а покупать его довольно дорого, он был отсканирован и оформлен в виде WEB-страниц. Таким образом, половина занятия идет на то, чтобы прочесть соответствующий раздел и сделать записи в тетрадь из подраздела “Знать”. Далее мы обсудили тему, используя несколько из тех вопросов, которые есть в учебнике. В качестве задания студентам было предложено сначала просмотреть несколько картин С. Дали, а затем выбрать одну-две картины для того, чтобы выявить модель мировоззрения, которую исповедует автор. Само рассматривание картин с целью определения мировоззрения художника для студентов оказывается сложной, но чрезвычайно интересной задачей. Ее решение вызывает бурные споры, особенно выбор картины для анализа. Как правило (а такое занятие проводилось в нескольких группах) первой выбирается картина, изображающая Христа на кресте (см. рис. 1). На анализе этой картины остановимся подробнее.

Сначала мы просто рассмотрели картину и своими словами описали, что видим. В верхней части картины изображен распятый на кресте Христос, как бы парящий над миром. Над его головой к кресту прикреплена какая-то табличка. Нижний конец креста излучает сияние. Свет на распятого падает откуда-то справа. В нижней части картины, освещенном сиянием от креста, – пейзаж с озером. На переднем плане видна рыбачья лодка, в которой сидит рыбак. В левом нижнем углу картины виден нос такой же лодки, как будто зритель сам сидит в ней. Свет на озеро также идет издалека от начинающегося рассвета (как бы крест дает луч света, зажигающего рассвет). В то же время облака над озером освещены нижним концом креста, хотя этот свет и не достигает самого озера. Такого описания картины вполне достаточно для дальнейшего анализа.
Здесь я сделал остановку для того, чтобы спросить: знаем ли мы, что это за озеро и что это за рыбак? Оказалось (как и ожидалось), что студенты практически абсолютно не знакомы с Евангелиями (напомню, что это – будущие педагоги). Пришлось привести им цитату (Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы. Мф. 4.18). Значит это — море Галилейское. А мы (зрители картины) занимаем позицию св. Андрея Первозванного или его брата. Это — начало земного служения Христа. А наверху – конец служения. Время сомкнулось, начало и конец совпали. Какая из моделей мировоззрения предполагает цикличность времени? Древнегреческая. Поищем, нет ли на картине еще какого-то подтверждения нашей гипотезы? Чтобы его найти, надо обратиться к тому маленькому клочку бумаги, который висит на кресте над головой распятого (рис. 2). При внимательном его разглядывании обнаруживаем, что там нет надписи, зато виден как бы негативный эскиз всей картины. Это – отражение картины, но сильно умень...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.02.10 | Просмотров: 14

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!