Главная / Методические материалы / Спорт в школе и здоровье детей

Современная школа и физическое развитие школьника


Автор(ы): Егорова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы; Егоров Владимир Викторович, учитель физической культуры

В современной общенаучной трактовке проблемы развития творческой личности активно проявляется смещение акцента в сторону творческого саморазвития, т. к. личность должна быть готова не только к накоплению новых знаний, но и к их самостоятельному поиску, а также (при необходимости) и к смене устаревших взглядов. Идея переориентации образования в данном направлении находит отражение и в Законе “Об образовании”, и в Национальной доктрине образования в Российской Федерации.
Поиск новых направлений в работе учителя связан с осознанием возросших требований к умственной деятельности учащихся. В наше бизнес-ориентированное время, время деловой активности, огромное значение приобретают умения социально адекватного функционирования с использованием компьютерных технологий и технических новинок. С одной стороны, требования социального заказа подразумевают опору на различные дисциплины гуманитарного и технического профиля, с другой стороны, более широкий спектр учебных предметов, который может считаться необходимым в будущей профессиональной деятельности, обусловливает все большее напряжение учащихся и вызывает перегрузки и стресс.
Снижение нагрузок и предотвращение умственного перенапряжения может быть обеспечено, во-первых, за счет рациональной организации обучения, то есть за счет включения декларативно приобретаемых знаний в практическую деятельность учащихся; во-вторых, за счет постановки задач, мотивирующих их к самостоятельному поиску и усвоению материала, а именно посредством усиления творческого компонента заданий, и, в-третьих, посредством преодоления однобокости саморазвития: развитие умственных сил должно происходить параллельно с развитием и укреплением физических сил организма.
Одним из примеров заданий, отвечающих поставленным требованиям, являются междисциплинарные проекты, и в частности, такая их разновидность, как проекты мультимедийные. В настоящее время московские школьники практически не имеют проблем с доступом к компьютерам и интернету, широко пользуются возможностями всемирной сети и достаточно хорошо разбираются в программах для подготовки презентаций. Как показывает опыт, использование учащимися мультимедийных средств не только повышает их мотивацию к обучению, но и развивает умения поиска, структурирования и устной презентации материала. Кроме того, подобная работа также формирует социальную компетенцию учащихся, ориентируя их на особенности социального поведения во время презентации докладов, а также во время диспутов после их прочтения. Так, например, в рамках предметных недель в школе № 506 г. Москвы старшеклассники самостоятельно подготовили большое количество междисциплинарных работ по самым различным темам (от космических исследований до русской классики и истории, мониторинг физического развития школьников), которые были представлены различным классам и вызвали большой интерес как среди учащихся, так и среди педагогического коллектива.
Возвращаясь к заявленной выше проблеме умственных перегрузок, которые, по мнению врачей, все чаще становятся причиной ухудшения здоровья современных школьников, следует сказать, что предотвращение нервных срывов в немалой степени зависит от умения чередовать и правильно дозировать умственные и физические нагрузки, а также от следования здоровому образу жизни. Не случайно в последнее время уроки физкультуры предусматривают не только практические упражнения на развитие силы, ловкости, быстроты и гибкости, но и пятиминутки теории, призванные повысить сознательность учащихся в вопросах поддержания собственного здоровья и обеспечения оптимальных условий функционирования организма.
В целом, ставя перед собой и учащимися задачу формирования способности к саморазвитию и готовности к непрерывному обучению, современная школа должна обеспечить условия для подобного саморазвития, с одной стороны, используя технические новинки и передовые педагогические и методические технологии, а с другой стороны, вооружив школьников знаниями о рациональном обучении, о нелекарственных способах противодействия стрессу при эффективном сочетании умственных и физических нагрузок.
Работа на компьютере, к сожалению, влияет на зрение, на осанку, поэтому для учителей необходимо разработать комплексы упражнений, которые должны прерывать урок, чтобы восстановить правильное кровообращение и снять усталость.
Современная школа должна в первую очередь выпустить здоровых, закаленных, способных к дальнейшему обучению детей.
На уроках проводятся физкультминутки. Например, на уроке русс...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.02.11 | Просмотров: 55

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!