Главная / Методические материалы / Преподавание информатики

Семинарские занятия в курсе информатики как средство приобретения учащимися опыта творческой деятельности


Автор(ы): Самсонова Ольга Борисовна, заместитель директора по УВР, учитель информатики

Исторически сложилось, что исследование стало культурным механизмом развития науки. Идея о том, что деятельность учащихся должна имитировать деятельность ученых, не нова. Наиболее широко она освещена в работах по проблемному обучению. Однако эта идея упорно не приживается на практике. В чем причины?
В рассмотренной литературе указываются три такие причины: 1) Все виды тестов и вступительные экзамены контролируют, как правило, лишь усвоение знаний и овладение умениями по применению этих знаний. Задания, в которых используются методы научного познания чаще всего отсутствуют. 2) Подготовка урока-исследования требует больших затрат от учителя, чем информационный урок. 3) Большинство конкретных рекомендаций по проведению уроков-исследований учитель может получить из работ в области проблемного обучения. Но в них, как правило, предлагается набор не связанных между собой учебных проблем, которые можно решить с учащимися на том или ином уроке. Попытка организовать теоретическое исследование по решению такой проблемы на уроке приводит к следующему: в классе работают два-три самых способных ученика, для остальных же учащихся – это тот же информационный урок, только информацию они получают не из уст учителя, а от одноклассников (как правило, в “не отшлифованном” варианте). Время тратится намного большее, а результат почти нулевой.
Для разрешения этих проблем на уроках информатики эффективным видится проведение семинарских занятий, на которых знания выступают не как цель, а как средство приобретения опыта научного творчества учащихся.
Таким образом, ЦЕЛЬЮ нашей работы явилась разработка и реализация системы семинарских занятий в курсе информатики для приобретения учащимися опыта научного творчества.
Анализ опыта проведения семинарских занятий, отраженного в педагогической литературе, показал, что широко распространена практика проведения семинаров в форме мини-конференций. То есть процесс подготовки учащихся к семинару сводится к написанию докладов и рефератов по определенной тематике, а проведение самих занятий представлялось как поочередное зачитывание сообщений учащимися.
Изначально в своей практической деятельности мы предприняли попытку использовать этот опыт работы. Знакомство с реалиями этого процесса показало, что подобная работа приносит больше вреда, чем пользы, а об исследовательской компоненте в процессе познания говорить даже не приходилось. Как правило, учащиеся добросовестно перепечатывали с помощью компьютера или переписывали статьи из книг и журналов. Кроме того, уже со второго семинара все происходящее стало напоминать плохо организованную конференцию: к так называемому семинару готовились только 3-4 учащихся из класса; остальные учащиеся приходили на семинар “вольными слушателями”; во время выступления одного докладчика остальные 10–15 человек практически не работали, так как не владели материалом по рассматриваемой теме, и потому не могли включиться в диалог.
Таким образом, основное предназначение семинара – ориентация учеников на активное участие в исследовательской деятельности - оставалось невостребованным.
Исходя из этого опыта, мы решили рассмотреть семинар как занятие, способствующее совершенствованию и структуризации знаний школьников, приобретению ими опыта проведения различных этапов научного исследования: отбора материала, выделения существенного, обобщений, самостоятельной работы с информацией.
Проектируя семинарские занятия, мы стремимся сделать так, чтобы каждый следующий семинар не был похож на предыдущий, и обязательно содержал свое “чудо”, свою тайну, свою интригу. При этом в качестве фундамента можно рассматривать тот факт, что семинары находятся как бы “на стыке” урочной и внеклассной деятельности учащихся. Поэтому работа на семинаре строится на основе многообразия видов и форм организации деятельности учащихся.
Ориентируясь на обобщенную нами организационную структуру семинара в соответствии с распределением ролей и функций ученика и учителя, при подготовке к каждому семинару учитель получил возможность стать не только “стратегом”, но и “тактиком” – вовремя создавать для интеллекта детей посильные трудности: т.е. за основу берется не ликвидация всех преград на пути ребят к вершине знания, а планомерное создание их, что позволяет детям шаг за шагом продвигаться вперед по пути исследования. Поэтому разработанные нами семинары рассматриваются как совокупность “точек удивления”, в которые стягивается все, что “до” (весь известный детям материал – понятия, способы действия) и “после” (весь спектр будущих проблем). Каждый следующий семинар не похож на предыдущий – постоянное обновление приемов работы учащихся на семинаре, “тасование” групп по различным признакам и т.д. (аукционы, социологические акции, тесты, групповые проекты и т.д.).
Мы считаем, что вводить такие семинары в работу с учащимися можно, начиная с 7-го класса. Но при внесении некоторых изменений предлагаемые семинарские занятия могут быть использованы и в курсе 10-11-х классов. Так, мы в своей работе изначально апробировали предлагаемые занятия в 10–11-х классах, в которых обучались дети из других школ, где до 10-го класса информатика не ведется. Затем перенесли эту технологию в 7-й класс. Сегодня эти дети учатся в 9-м классе и готовятся уже к 9-му семинару (7-й класс- 3 семинара, 8-й класс – 4 семинара, 9-й класс – 2 семинара):
Тема семинара Вопросы, выносимые на семинар
Информация и информатика Информация и действия с ней
Свойства информации
Виды информации (по различным признакам)
Предмет информатики
Информатизация общества
Кодирование информации Средства передачи информации
Кодирование информации
Языки (не только разговорные)
Единицы измерения информации
История развития вычислительной техники История развития вычислительных устройств
Поколения ЭВМ
Парк современных ЭВМ
Совместимость компьютеров
Системное программное обеспечение ПЭВМ Классы программного обеспечения (ПО)
Классификация системного ПО
Виды системного ПО
Архитектура ЭВМ Основные правила пользования компьютером
Правила техники безопасности при работе с ПК
“Внешнее” строение ПК
“Внутреннее” строение ПК
Принципы построения ЭВМ
Характеристики ПЭВМ
Периферия ЭВМ Устройства ввода-вывода
Базовый комплект ПК
Прикладное программное обеспечение (ПО) ПЭВМ Классификация прикладного ПО
Виды прикладного ПО
Профессиональные потребности в прикладном ПО
Коммуникационные технологии Способы организации передачи информации
Компьютерные сети
Телефонная связь
Пейджинговая связь
Офисные технологии
Информационный потенциал общества Информационные ресурсы
Информационные продукты
Правовое регулирование на информационном рынке
Результат такой работы говорит сам за себя – 52 ученика 9-го класса (из 93 чел.) выбрали на итоговую аттестацию по информатике подготовку и защиту исследовательских проектов.
Подробные методические разработки и рекомендации по проведению всех девяти семинаров внесены в подготовленное нами подробнейшее методическое пособие. Содержание и подходы к построению семинаров отобраны в контексте программы по информатике, реализуемой в гимназии. Разработка каждого из девяти семинаров включает: формулировку цели семинара; описание педагогических задач; план семинара; описание необходимого оборудования для семинара (наглядные пособия, раздаточный материал и т.д.); оригиналы необходимого раздаточного материала и наглядных пособий; инструкции по подготовке учащихся к семинару; подробную разработку хода семинара; рекомендации по оцениванию работы учащихся на семинаре; электронные таблицы для определения эффективности занятия в целом и по отдельным параметрам. В пособии имеются также рекомендации по ведению семинара, оценке ответов учащихся, консультативные материалы и список литературы.
Одной из немаловажных особенностей предлагаемых семинаров является их обособленность от наличия компьютерной техники в школах.
Для определения эффективности проведения семинарских занятий в курсе информатики была использована методика расчета эффективности учебного занятия, изложенная в книге Антонины Степановны Границкой “Научить думать и действовать” (М., 1994). Основой для сравнения учебных занятий между собой и выделения наиболее эффективных из них является проведение подробного хронометража занятия в целом и по отдельным видам активности учащихся, среди которых выделены: Ea – активная репродуктивная деятельность; Er<...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.02.12 | Просмотров: 61

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!