Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Мастерская по русскому языку (конспект). Мастерская по литературе (конспект)


Автор(ы): Пятилетова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы

Цели
  • Обучающие: способствовать формированию у учащихся представления о басне как жанре, её жанровых особенностях.
  • Воспитывающие: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям; воспитание культуры общения и самостоятельности.
  • Развивающие: способствовать развитию у учащихся умения наблюдать, выделять существенные признаки, делать выводы, развивать ассоциативное мышление у детей; способствовать развитию творческих способностей школьников.
Ход мастерской
Включение в работу
Доброго всем дня. Тема сегодняшнего занятия “Басня как жанр”. Как вы думаете, о чем следует говорить в связи с этой темой? … Попробуем ответить на эти вопросы. Работать мы будем в группах и все вместе. Усаживайтесь поудобнее. Мы начинаем разговор о басне. Хотя, наверное, я не права, вы ведь знакомы уже с произведениями, именуемыми в литературе баснями? Да. Мы читали и даже учили наизусть басни.
Индуктор
Напишите слова и выражения-смысловые ассоциации, возникающие в вашем воображении, когда вы слышите слово “басня”. (Сначала слова пишет каждый, затем они прочитываются вслух. Индивидуальные списки дополняются тем, что понравилось из предложенного другими.)
Работа с материалом
Ученикам предлагается подойти к столу и взять листок с текстом басни (любой листок). Сейчас вам предстоит работа с текстами, поэтому давайте уделим минутку здоровью наших глаз.
Упражнение выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. Затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.
Продолжаем учиться. Каждый должен прочитать свою басню и те басни, которые выбрали для себя члены его группы.
Затем группа должна представить свои выводы на листе “Признаки басни”.
Социализация
После обсуждения в группе, свои выводы ребята представляют вниманию всех. Записи с выводами о признаках басни вывешиваются на стенде “Афиша”. Идет свободное общение. Дети ходят по классу, смотрят, задают вопросы, высказывают свои мнения.
Кульминация
Но ведь многие из перечисленных вами признаков мы можем отнести и к другим жанрам, не басням. Как быть? Значит надо выделить, найти те признаки, которые являются обязательными только для басни. Проанализируем еще раз наши списки с признаками басни.
( Идет обсуждение в группах).
На этом этапе может возникнуть ситуация, когда учащиеся сами скажут о необходимости обратиться к специальной литературе, т. е. о необходимости пополнить свои знания.
Работа с материалом
Примените новые знания. Найдите обязательные признаки жанра в выбранных вами баснях. (Работа в малых группах.)
Рефлексия
Представьте басню как жанр, используя в качестве подсказки все имеющиеся у вас записи.
Учащиеся представляют результат своей деятельности.
Вот, пожалуй, все на сегодня о басне как жанре. И прежде чем попрощаться, я хотела бы узнать ваши впечатления о сегодняшнем занятии. Что же за урок у нас сегодня получился?
Многое из сказанного вами в начале урока мы смогли использовать для определения басни как жанра, но не все. А это значит, что разговор о басне должен быть продолжен.

Мастерская по русскому языку в 7 классе. Описание внешности и действий.
Цели
Обучающие: обеспечить усвоение роли художественного текста в процессе обучения.
Воспитательные: содействовать воспитанию у учащихся навыков, способствующих улучшению памяти; эстетическому образованию.
Развивающие: развивать умение пересказывать текст устно и письменно; продолжить работу над анализом прозаического текста.
Тип урока: развитие речи.
Вид урока: изложение.
Методы и приемы: эвристическая беседа, упражнения для развития памяти и внимания.
Словарь урока: А. Г. Рубинштейн, тапер, эпитет, сравнение, метафора.
К уроку потребуется: портрет А.Г. Рубинштейна, тексты изложения для учащихся, книга “Все обо всех”, орфографические словари, грамзапись 7 Вальса Шопена, схемы “Тип текста”, “Стиль текста”.
Ход мастерской
Звучит фортепьянная музыка.
  • Что мы сейчас слушали? Вальс.
  • А какой инструмент звучал? Фортепьяно или пианино.
  • А знаете ли вы, что в конце девятнадцатого - начале двадцатого века именно пианино стало невероятно популярным инструментом, а связано это было с таким видом искусства как кино. Кто может объяснить этот факт? …
  • Пианиста, который сопровождал кадры фильма, называли французским словом "тапер", что обозначает “музыкант, играющий за плату на частных вечерах”.
У А.И. Куприна есть рассказ, который так и называется “Тапер”.
Сегодня мы будем работать над отрывком из этого рассказа, вам предстоит написать изложение.
Чтение отрывка из рассказа “Тапер”.
Текст изложения
Не переставая играть, он увидел, как в залу вошел пожилой господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех присутствующих. Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полон. Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света. Сразу было видно, что этот человек привык чувствовать себя одинаково свободно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов. Всего замечательнее было его лицо - одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда: большой четырехугольный лоб был изборожден суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомленно и недовольно; узкие бритые губы были энергично и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере нез...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.02.13 | Просмотров: 15

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!