Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Метод учебных проектов на уроках русского языка


Автор(ы): Прокофьева Маргарита Борисовна, учитель русского языка и литературы

Работая по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова, в основе которой лежит формирование и развитие учебной деятельности школьников, понимаешь, как важно для ребенка ощущать себя субъектом своей учебной работы. Надо давать детям больше свободы и самостоятельности в мыслительной и практической деятельности. И к этому располагает проектная деятельность, направленная на развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умение видеть, формулировать и решать проблему.
Организация работы над учебным проектом по теме:
«Кто ты, фразеологизм?».
Аннотация проекта:
Проект «Кто ты, фразеологизм?» разработан для учащихся 5-х классов общеобразовательных школ. Может быть использован при изучении темы «Фразеология», а также при изучении элективного курса «Культура речи», на факультативных занятиях по русскому языку.
Главным в этом проекте является развитие у учащихся навыков работы с информацией, формирование у них культуры исследования, развитие коммуникативных качеств.
В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации (печатные, Интернет, социологический опрос) и оформляют результаты своих исследований в виде презентации, буклета, информационного бюллетеня и т.д.
В процессе работы над проектом у учащихся формируется представление о фразеологизмах как источниках богатства и выразительности русской речи. (Визитная карточка проекта. Приложение 1)
Цель проекта: сформировать у учащихся представление о фразеологизмах в русском языке, разнообразии их видов, происхождении, употреблении и влиянии на речевую культуру говорящего.
Задачи проекта:
  • Развитие навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности учащихся, коммуникативности, умений работать в команде.
  • Приобщение к культуре исследования.
  • Воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию через самообучение, умеющей адекватно оценивать собственную работу и представлять продукт своей деятельности.
Основополагающий вопрос:
Что такое фразеологизмы и как они влияют на речевую культуру говорящего?
Этапы работы над проектом.
1. Введение в тему.
Цель: поставить учебную задачу, определить цель и задачи работы.
Слово является основной лексической единицей. Но, как вы уже знаете, не единственной. Кроме слов, в роли лексических единиц могут выступать словосочетания и даже предложения.
Задание: прослушайте 2 текста и определите, чем они похожи, а чем отличаются.
  1. Наш Алексей человек своеобразный. Всех обманывает, говорит, будто очень занят, а сам же целый день ничего не делает, а если и делает, то все с ленцой, плохо. На собрании его отругали. Теперь придется ему хорошо подумать и начать работать.
  2. Наш Алексей человек себе на уме. Всем очки втирает, говорит, будто очень занят, а сам же целый день лодыря гоняет, а если и делает, то все через пень колоду валяет. На собрании задали же ему жару! Теперь придется ему шевелить мозгами и работать засучив рукава.
Вопросы:
  • Какой текст вам понравился больше? Почему?
  • Чем похожи тексты, а чем отличаются?
Второй текст насыщен особыми выражениями, которые называются ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ (от греческого «фразис» - «выражение»).
Использование фразеологизмов очень обогащает речь любо­го человека, так как позволяет ярко и образно выразить свои мысли. Нельзя по-настоящему овладеть языком как средством общения, не зная его фразеоло­гии.
Но для того чтобы использовать фразеологизмы в своей речи в качестве особого выразительного средства правильно и уместно, важно уметь разбираться в их особенностях точно так же, как необходимо знать лексические особенности русских слов.
Вопросы к учащимся: Давайте обратимся к оглавлению (учебник В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова «Русский язык. 5 класс»). Какие темы нам предлагают рассмотреть авторы и на какие вопросы мы должны будем ответить после изучения темы «Фразеология»?
  • Что представляют собой фразеологизмы как лексические единицы?
  • Чем они похожи на другие лексические единицы — лексемы — и чем они отличаются от них?
  • Есть ли у них много­значность, как и у слов?
  • Бывают ли синонимические фразео­логизмы?
  • Есть ли в языке фразеологические антонимы?
  • Отлича­ются ли фразеологизмы, как и лексемы, по сфере употребления?
  • Каково происхождение фразеологизмов, т. е. откуда и как они появ­ляются в языке?
На все эти вопросы нам и предстоит ответить, изучая фразеологию — раздел лексики о фразеологических лексических единицах.
План работы над проектом. Приложение 2.

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.03.12 | Просмотров: 57

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!