Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Методическая разработка конкурса знатоков русского языка Умники и умницы


Автор(ы): Чувакова Ольга Викторовна, преподаватель русского языка и литературы

Цель:
  • обобщение знаний учащихся по основным разделам русского языка
Задачи: обучающая:
  • проверить уровень знаний учащихся по основным разделам русского языка;
развивающие:
  • развивать интеллект (умение выделить главное, существенное, самостоятельность мышления);
  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать общую языковую культуру учащихся;
воспитательная: способствовать пробуждению интереса к русскому языку. Тип урока:
  • урок-конкурс
Дидактические материалы:
  • вопросы для отборочного тура;
  • карточки с заданиями разного уровня сложности, в зависимости от выбранной цветовой дорожки;
  • три цветовые дорожки (красная – на 2 вопроса, желтая – на 3 вопроса, зеленая – на 4 вопроса), выполненные из клейкой ленты;
  • оценочные листы для жюри; задания для желтой, красной, зеленой дорожек;
  • задания для участников конкурса, дающие право выбора цветовой дорожки;
  • медали и памятные призы участникам и победителям конкурса.
Оформление доски: 1. Разделы русского языка: «Морфология», «Фразеология», «Фонетика», «Стилистика», «Словообразование», «Лексика». 2. Высказывания:
  • «Язык обогащается вместе с развитием идей и одна и та же внешняя оболочка слова обрастает побегами новых значений и смыслов». В.В. Виноградов
  • «В России словесные науки не дадут никогда прийти в упадок российскому слову». М.В.Ломоносов
  • «Язык есть вековой труд целого поколения». В.И.Даль
План и хронометраж урока
№ п/п Этапы урока
Минуты
1
Организационныйэтап
1
2
Основной этап
58
2.1
Вступление, объявление темы, участников, жюри
3
2.2
Отборочный тур
10
2.3
Агон отборочный
15
2.4
Агон 1
10
2.5
Агон 2
10
2.6
Агон 3
10
3
Заключительный этап
11
3.1
Определение победителя, награждение
5
3.2
Игра с теоретиками
5
3.3
Заключительное слово
1

Итого
70 (1 час 10 мин.)
Ход урока 1. Организационный этап (перекличка учащихся, постановка целей и задач урока) 2. Основной этап
2.1 Вступление, объявление темы, участников, жюри
Здравствуйте, уважаемые участники и гости! Я приветствую вас на конкурсе знатоков русского языка «Умники и умницы».
Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком!
Вот почему всем близок чистый, ясный,
Народа русского язык прекрасный.
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился говорить как следует, а его слух уже ловит слова бабушкиных сказок, колыбельные песни мамы. Без языка невозможно развитие ни науки, ни техники, ни ремесел. То есть без языка наша жизнь была бы совсем иной. Наш конкурс будет проходить по принципу игры «Умники и умницы». Прежде всего представлю жюри нашего конкурса: 1. 2.
2.2 Отборочный тур
Всем участникам конкурса предлагаю ответить на вопросы отборочного тура (таблица 1). Таблица 1 Вопросы для отборочного тура
Вопросы Ответы
1. Доскажи пословицу: Словоне воробей – Взялсяза гуж – Ум– хорошо – Ктограмоте горазд -

вылетит,не поймаешь неговори, что не дюж адва лучше томуне пропасть
2. Где ошибка?
Урыбей нет зубей,
Урыбов нет зубов,
Урыб нет зуб.
Тыс каната лучше слазь
Ине делай сальту:
Всена свете отродясь
Ходятпо асфальту!
Яв ванну залез со смаком, погрузившись до самых уш.
Надомной вопросительным знаком
Изгибаетсятонкий душ.

Урыб нет зубов

Сальто


Ушей
4. О каком правиле идет речь? Гордую и упрямую частицу НЕ полюбилБлагородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. НЕ постоянноперечила Глаголу. Он говорил: «Люблю!», а она ему: «Не люблю». Он признавался:«Верю», а она: «Не верю». Частица Не не подходила к Глаголу близко иписалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянен в своихчувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, еслидокажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправилсяскитаться по словарям да учебникам. Когда он возвратился к своей любимой,она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!». И вдругзамерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал,что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может. И они пошливместе.
ПравописаниеНЕ с глаголом
5. Назовите все части речи.
Имясуществительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол,причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз, частица, междометие (12)
6. Как превратить большой дом вмаленький?
Припомощи суффикса –ик- : дом - домик
7. Из чего состоит текст?
Из предложений
8. Эта морфема стоит перед корнем.
Приставка
9. С помощью этой морфемы изменяетсяслово.
Окончание
10. Член предложения, служит дляобозначения действия.
Сказуемое
11. Что это: первые буквы имени иотчества.
Инициалы
12. С немецкого языка это словопереводится как «хлеб с маслом».
Бутерброд
13. Замените словосочетания одним словом: Приспособлениедля сиденья - Заросливысокой травы - Чистыйотвар из мяса -

скамья,стул, и т.д. бурьян бульон
14.Слова одной и той же части речи спротивоположным лексическим значением
Антонимы
16. Мать – овца, а детеныш?
Ягненок
17. Можно ли у существительных неряха, соня, грязнуля, плакса, подлиза определить род?
Этосуществительные общего рода
18. О каком правиле правописания идетречь в предлагаемом стихотворении. Сформулируйтеего.
Цыпленокв цирке выступал,
Игралон на цимбалах,
Намотоцикле разъезжал
Ицифр знал немало…
Ониз цилиндра доставал
Морковьи огурцы
Итолько одного не знал,
Где и, а где же ы.
Гласные и, ы после ц
19. Как превратить слова ай и но в местоимения?
Прочитатьсправа налево: я, он
По ходу проведения отборочного тура я предлагаю жюри заполнить следующий оценочный лист:
Ф.И. учащихся Ответ на вопрос
...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.03.13 | Просмотров: 54

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!