Главная / Методические материалы / Работа с родителями

Речевое и познавательное развитие дошкольников средствами мультимедиа


Автор(ы): Епифанова Ольга Владимировна, учитель-логопед

Для участия в уже ставшем традиционным III городском конкурсе Инновации в образовательных учреждениях г. Волгограда педагоги нашего детского сада, воспитанники подготовительного к школе возраста, занимающиеся на логопедическом пункте, и их родители подготовили интересный проект Расскажи мне о зиме. Одной из задач данного проекта явилось развитие творческого потенциала детей, имеющих проблемы в формировании устной речи.
Вопрос о том, как помочь маленькому ребёнку, входящему в жизнь взглянуть на неё широко распахнутыми от удивления и восхищения глазами, всегда волновал людей творческих и неравнодушных - педагогов, воспитателей детского сада. Ответ же давала сама жизнь: сделать это интересно и познавательно, можно сочетая традиционные занятия с играми, путешествиями, экскурсиями, наблюдениями, увлекательным погружением в мир детской литературы, устного народного творчества.
А ещё мы рекомендуем всем использовать на занятиях компьютерную программу Microsoft Power Point, создавать мультимедийные презентации, помогающие детям овладевать навыками рассказчика, пользователя ПК, коммуникативными умениями.
Методики, отлично зарекомендовавшие себя в практике работы учителей-логопедов, становятся сейчас востребованными педагогами, работающими, на первый взгляд, с детьми беспроблемными, но почему-то плохо запоминающими стихи, не умеющими рассказывать сказки, передавать впечатление от увиденного.
Готовясь к конкурсу, мы создали мультимедийную презентацию Зима - подруга (см. Приложение 1). Прежде, чем приступить к работе над данной лексической темой, дети вместе с воспитателями совершили экскурсию в парк Всероссийского института агролесомелиорации. Дружной командой шагали мы за новыми впечатлениями! Затем готовились к новогодним праздникам, отгадывали загадки о зиме, учили народные приметы и стихи. А затем все вместе учились составлять описательный рассказ о зиме, давали красивые, необычные определения этому суровому, но так любимому всеми детьми, времени года.
Предлагаем вашему вниманию сценарий контрольно-проверочного занятия Зима-подруга на логопедическом пункте нашего детского сада. Участниками были дети подготовительного к школе возраста с диагнозами Дислалия и Стёртая форма дизартрии.
Цели:
  • Закрепление полученных звукопроизносительных навыков на коммуникативном этапе логопедического воздействия.
  • Уточнение и закрепление знаний детей о зиме в свободном общении со взрослым.
Логопед: Давайте-ка, ребятки, отгадывать загадкиЗагадки эти подготовили для вас ваши друзья.
Миша: Я белым одеялом всю землю одеваю,
Белю поля, дома,
Зовут меня : (зима)
Лера: Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (зимой)
Никита: Снег на полях,
Лёд на реках,
Иней сверкает,
Когда это бывает? (зимой)
Логопед:Лиза:




Логопед:
- Правильно, ЗИМОЙ!Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Подо льдами крепкими
Дремлют воды рек.
Белыми сугробами
Лёг на крыши снег
- Засыпал снег все дороги. И нашу зимнюю дорожку замёл. Но мы всё равно по ней пойдем.
Какие месяцы пройдём мы, шагая по зимней дорожке?
Дети (по очереди): Декабрь / Январь / ФевральДекабрь / Январь / Февраль
Логопед: - Верно, у трёх зимних месяцев погостим мы, три остановки на зимней дорожке сделаем.
Логопед: - Вам нравится, ребятки, отгадывать загадки? Сейчас вы услышите русские народные загадки о зимних явлениях природы. Постарайтесь, пожалуйста, их отгадать.
Загадки были записаны на диктофон.


Отгадки появляются в виде фотографий на экране монитора
Как по небу с севера плыла лебедь серая,
плыла лебедь сытая,
вниз кидала, сыпала,
на поля, озёрушки
белый пух да пёрышки (снеговая туча)
Белый Тихон с неба спихан, где пробегает - ковром устилает (снег)
Не драгоценный камень, а весь светится (лёд)
Что вверх корнем растёт? (сосулька)
Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит, стоять не велит (мороз)
Вырос лес, белый весь,
пешком в него не войти,
на коне не въехать
(морозный узор на окне)
Вдоль нашего села
бежит лошадка весела,
под конец хвоста
висит полон кошель овса,
бежит да потряхивает (метель, вьюга)
Логопед: - Наши ребята не только хорошо отгадывают загадки, но и сами знают стихи, шутки о зимних явлениях природы.
Яша: Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков!
Никита: Гололедица, гололедица!
Не идётся и не едется!
Но зато отлично падается!
Почему никто не радуется?
Даша: Сосулька испугалась высоты.
сосулька от испуга стала плакать.
Вот почему опять настала слякоть.
Вот почему опять в галошах ты
Цолак: Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя
Логопед: Ни тропиночек, ни рек,
Всё покрыл глубокий снег.
Напевает тихо вьюга:
Отдохни, Зима-подруга,
Вот пуховая подушка, одеяло,
Спи, подружка,
Чтоб не слышать ветра вой,
Снегом голову закрой
Логопед: Не течёт зимою речка: Подскажите мне словечко!- Помогите мне, друзья, найти точные, красивые слова:
Ветер (что делает?) ____________________________
Вихрь (что делает?) ____________________________
Вьюга (что делает?) ____________________________
Буран (что делает?) ____________________________
Ураган (что делает?) ____________________________
Метель (что делает?) ____________________________
Пурга (что делает?) ____________________________
Позёмка (что делает?) ____________________________
Буря (что делает?) ____________________________
Мороз (что делает?) ____________________________
Холод (что делает?) ____________________________
Снег (что делает?) ____________________________
Лёд (что делает?) ____________________________
Зима (что делает?) ____________________________
Логопед: - Знаете, друзья, когда я смотрю в зимнее окошко на метель, кружение снежных вихрей, их чарующий танец, я представляю театр и вижу танцующую балерину. Давайте вместе придумаем такие красивые сравнения:Летит птица - летит (позёмка, метель, Зимушка-зима)
Дует человек - дует :
Кружится балерина - кружится :
Завывает волк - завывает :
Метёт дворник - метёт :
Разыгралась девочка - разыгралась :
Бежит спортсмен - бежит :
Морозит холодильник - морозит :
Бодрит физкультура - бодрит :
Злится злодей - злится :
Вьётся флаг - вьётся :
Трубит трубач - трубит :
Логопед: - А знаете ли вы, ребята, зимние приметы?
Дети:
Слайд-шоу
фотографий животных и растений на экране монитора
Кошка стену дерёт - к непогоде,
клубком лежит - к морозу,
скребёт пол - к ветру, метели,
крепко спит - к теплу.Собаки катаются - будет снег.
Лошадь ложится на снег - к теплу.
Пришёл заяц в сады - зима будет морозной.
Лес шумит - к снегу.
Деревья покрылись инеем - к теплу.
Копыта у коней потеют - к теплу.
Логопед: А вот ещё одна примета - ребята высыпали на высокую снежную горку - значит погода хорошая, морозная.

Сергей
Артём
Лариса
Софья
Чтение стихотворения И. Сурикова Вот моя деревня
(цепочкой по строфам):
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной.
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
Вот свернули санки,
И я на бок хлоп!
Кубарем качусь я
Под гору в сугроб.
А друзья мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег.
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех
Логопед: - Вот как весело зимой!- А вы любите зиму? Расскажите, пожалуйста, за что.
На следующем занятии дети смотрели слайд-шоу фотографий своего зимнего похода в парк ВНИАЛМИ и мультимедийную презентацию Зима - подруга. С помощью этой презентации учились составлять рассказы о зиме.
Рассказы наших воспитанников, их стихи и загадки записывались на диктофон. Это и был хороший способ фиксации результативности занятий, уровня новых достижений ребёнка. А как интересно было прослушать такую запись вместе со своими домашними, друзьями, готовыми высказать оценку устному сочинению ребёнка, а также правильности произношения звуков!
Логопедическими исследованиями, проведёнными с позиций системного подхода к анализу речевых нарушений, установлено, что существуют причинно-следственные зависимости между самим фактом наблюдаемого в данный момент речевого нарушения, например, дефектами звуковой стороны речи, и его отсроченными последствиями. К ним по праву можно отнести дефекты формирования фонематических, грамматических обобщений, смысловой стороны речи, затруднения в формировании связной речи. Поэтому логопедическое воздействие даже при тех нарушениях устной речи, которые представляются простыми, не может и не должно ограничиваться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного видимого недостатка, а призвано быть и всесторонне развивающим. Нам представляется, что логопедическое воздействие должно быть направленно одновременно на коррекцию нарушенного звена, на совершенствование уже имеющихся и на формирование новых умений и навыков, необходимых для полноценного общения и последующего школьного обучения.<1>
Условия реализации этого подхода, предложенного в своё время Б.М. Гриншпуном и В.И. Селивёрстовым, в настоящем оказались заложены в самой сути коррекционно-педагогического воздействия на логопедическом пункте ДОУ. Наряду с коррекцией, мы направленно формируем коммуникативные умения и навыки, с опорой на осознание и на образцы, создаваемые для воспитанников учителем-логопедом.
Для достижения хорошей результативности, логопедические занятия, наполненные учебно-игровой деятельностью, должны быть эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывать у ребёнка живейший интерес. Наглядные пособия, демонстрационный и раздаточный материал, картинки-символы, опорные схемы, игры - вот то, без чего всегда было невозможно обойтись учителю-логопеду.
В новейших условиях решение задач гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления психического и физического здоровья детей, их полноценного развития, формирования стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов невозможно без создания современной предметно - развивающей среды. В последнее время на помощь учителю-логопеду и его воспитанникам приходят информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Неоспоримым преимуществом внедрения ИКТ, в отличие от использования традиционных наглядных пособий и других технических средств является, наряду с простой трансляцией и пассивным восприятием информации, её значительное преобразование. Использование ИКТ имеет следующие преимущества:
  • интерактивность - возможность взаимодействия посредством интерфейса, открывающая пользователям значительные возможности по увеличению количества вариантов;
  • моделинг - использование специальных средств для моделирования ситуаций;
  • коммуникативность - доставка больших объёмов мультимедийной информации с помощью локальных и глобальных информационных сетей.
К дидактическим возможностям ИКТ относятся:
  • незамедлительная о...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.04.13 | Просмотров: 70

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!