Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Методическая разработка элементов уроков в 6–9-х классах Использование поэзии Константина Бальмонта в преподавании школьного курса географии


Автор(ы): Дуброва Лидия Александровна, Учитель

Нравственно-эстетическое воспитание в современных условиях стоит в центре внимания школы и одним из приемов формирования его является использование на уроке поэтических образов.
Поэзия позволяет решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи на уроках географии. Примером тому - произведения одного из виднейших поэтов “серебряного века” Константина Бальмонта.
Его возвышенное отношение к природе, любовь к России, мастерство художника дают возможность ставить следующие цели и задачи: воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, к Родине; обогащать речь учащихся; построить увлекательный урок, создать яркий запоминающийся образ территории или явления природы, повысить интерес к изучаемому материалу.
Начальный курс физической географии. 6-й класс.
Тема
: Ветер. Причины образования ветра.
Ветер.
Ветер, ветер, ветер, ветер,
Что ты в ветках все шумишь?
Вольный ветер, ветер, ветер,
Пред тобой дрожит камыш.
Ты вздыхаешь, полусонный,
И спешишь скорей заснуть.
Чуть уснул – и, пробужденный,
Ты готов опять вспорхнуть.
Все места тебе знакомы,
Ты воздушно шелестишь,
Рябью входишь в водоемы,
Шаткой травкою блестишь.
Носишь тучи, манишь громы –
И опять уходишь в тишь.
Вопросы к учащимся.
  1. Что называется ветром?
  2. Почему ветер бывает таким разным?
  3. Как ветер участвует в Мировом круговороте воды в природе?
Тема: Гидросфера. Вода в природе.
Вода.
От капли росы, что трепещет, играя
Огнем драгоценных камней,
До бледных просторов, где вдаль убегая,
Венчается пеною влага морская
На глади бездонных морей,
Ты – всюду, всегда неизменно живая,
И то изумрудная, то голубая,
То полная красных и желтых лучей,
Оранжевых, белых, зеленых и синих
И тех, что рождаются только в пустынях,
В волненье и пенье безмерных зыбей,
Оттенков, что видны лишь избранным взорам,
Дрожаний, сверканий, мельканий, которым
Нельзя подыскать отражающих слов,
Хоть в слове бездонность оттенков блистает,
Хоть в слове красивом всегда расцветает
Весна многоцветных цветов.
Тема: Озера. Происхождение озерных котловин.
Памятник.
Здесь кратеры шутили
Над синею волной,
Здесь памятник их силе
Когда-то столь шальной.
Потухшие вулканы,
И в них озера спят,
По ним ползут лианы
И пляшет водопад.
Вопросы к учащимся.
  1. Что называют озерной котловиной?
  2. О каких озерах написано в этих строках?
Практическая работа “Наблюдения за погодой”.
Украшением сообщения об осенней погоде является стихотворение “Осень”.
Поспевает брусника, стали дни холоднее.
И от птичьего крика в сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают, прочь, за синее море,
Все деревья блистают в разноцветном уборе.
Солнце реже смеется, нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется и заплачет спросонья.
Тема: Равнины суши.
Как угрюмый кошмар исполина,
Поглотивши луга и леса,
Без конца протянулась равнина
И краями ушла в небеса.
И краями пронзила пространство,
И до звезд прикоснулась вдали,
Затенив мировое убранство
Монотонной печалью земли.
Вопросы для учащихся.
1.Что называется равниной?
2. Какой тип равнины описан в этих строках.
География материков и океанов. 7-й класс.
Тема
: Мировой океан – главная часть гидросферы.
Воззванье к Океану.
Океан, мой древний прародитель,
Ты хранишь тысячелетний сон.
Светлый сумрак, жизнедатель, мститель,
Водный, вглубь ушедший небосклон!
Зеркало предвечных начинаний,
Видевшее первую зарю,
Знающее, больше наших знаний,
Я с тобой, с бессмертным, говорю!
Ты никем не скованная цельность.
Мир земли для сердца мертв и пуст, -
Ты же вечно дышишь в беспредельность
Тысячами юно-жадных уст!
Тихий, бурный, нежный, стройно-важный,
Ты – как жизнь: и правда и обман.
Дай мне быть твоей пылинкой влажной,
Каплей в вечном… Вечность! Океан!
Вопросы к учащимся.
  1. Почему Океан называют “ колыбелью жизни” на планете?
  2. Какова Роль Океана в жизни человека и природы?
  3. Какое свойство воды обеспечивает ее вездесущность?
Тема: Австралия. Уникальность органического мира. Влияние хозяйственной деятельности населения на природу.
Перед чтением обращаю внимание учащихся на то, чтобы они разделили стихотворение на части и озаглавили их.
Черный лебедь.
Австралийский черный лебедь на волне,
Словно в сказке на картинке, виден мне.
Настоящий, проплывает предо мной,
Весь змеиный, весь узорный, вырезной.
И воистину влечет мечту в игру
Настоящими прыжками кенгуру.
И в хранимом зачарованном прудке
Светят лотосы во влажном цветнике.
Голубеет эвкалипта стройный ствол,
Куст невиданной акации расцвел.
Как колибри, медосос припал к цветку,
Птица-флейта засвирелила тоску.
И хохочут зимородки по ветвям,
Словно в сказке, что сказали в детстве нам.
Только все это лишь малый уголок,-
Громче пенья птиц на фабрике гудок.
Нет Австралии тех детских наших дней,
Вся сгорела между дымов и огней.
Рельсы врезались во взмахи желтых гор,
Скован, сцеплен, весь расчисленный, простор.
Там, где черные слагали стройный пляс,-
Одинокий белоликий волопас.
Там, где быст...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.04.17 | Просмотров: 47

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!