Главная / Методические материалы / Классное руководство

Методическая разработка урока по теме: Светский этикет


Автор(ы): Минаева Екатерина Николаевна, учитель русского языка и литературы

Цель занятия: сформировать представление о светском этикете.
Задачи:
  1. Вместе с учащимися определить основное содержание понятия «светский этикет».
  2. Познакомить учащихся с историей светского этикета и сравнить его со светским этикетом сегодняшних дней.
  3. Формировать представителя светского общества.
Ход урока
I. Организационный этап.
Сегодня, ребята, мы поговорим об этикете, а, если быть точнее, о светском этикете. Но давайте сначала вспомним, что нам известно об этом слове.
II Подготовка к изучению нового материала.
Фронтальная беседа:
  1. Что такое этикет?
    (Этикет – это нормы, правила поведения человека в обществе.)
  2. Что такое речевой этикет?
    (Речевой этикет – это такая ситуация общения, при которой соблюдаются этикетные правила.)
  3. Каким должен быть человек, знающий этикет?
    (Этот человек должен быть вежливым, приветливым, знать, что следует говорить или делать, чтобы не обидеть того человека, с которым он общается, своего собеседника.)
Каждый человек находится среди людей и все мы, конечно же, общаемся друг с другом. И с родными людьми дома, и с близкими друзьями на улице, с незнакомыми людьми в магазине, в общественном транспорте. И здесь действительно важно уметь быть вежливым, учтивым и тактичным человеком. При общении нужны искренность, взаимная заинтересованность и умение просто и ясно излагать свои мысли и чувства. Для нормального общения вовсе не обязательно быть эрудитом.
III. Изучение нового материала.
Эвристическая беседа:
  1. Поскольку мы говорим о человеке в обществе, давайте выясним, что такое «общественное мнение».
    (Общественное мнение – это мнение общества, группы людей об определенном человеке или ситуации, суждение общества о ком-нибудь или о чем-нибудь.)
  2. Для большинства людей важно, что о нем думают другие. А для каких людей оценка общества особенно важна?
  3. Кого мы можем назвать представителем светского общества?
  4. Что такое «светское общество»?
    (Необходимо учесть, что люди знаменитые и богатые не всегда являются представителями светского общества, например, преступников нельзя назвать светскими людьми.)
  5. Кого мы можем назвать светским человеком? Назовите этих людей.
  6. Как вы думаете, ребята, а необходимо ли нам изучать светский этикет в школе, говорить о светских людях?
    (Возникает дискуссия на эту тему, где ребята должны прийти к мысли о возможности стать членом светского общества.)
  7. Чем же отличается светский этикет того времени от светского этикета современности?
    (Учащимся предлагается прослушать информацию об истории светского этикета, после чего ученикам предлагается сравнить два светских этикета в форме таблицы, где в первой колонке будут находиться характерные черты светского этикета прошлого, а во второй колонке то, что характерно для сегодняшнего светского этикета)
Дополнительный материал для учителя к уроку:
Современный этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями. Так, из Древнего Рима к нам пришел обычай гостеприимства и хлебосольства. Скандинавы ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом наиболее уважаемым гостям. Народы Кавказа издревле уважительно относятся к старшим по возрасту и к женщине.
Есть забавная история о происхождении хороших манер: «Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди»[2]. Хорошие манеры в данной истории представлены той самой «золотой серединой», принцип которой был важнейшим в культуре античности. Аристотель говорил: «Трудно быть достойным человеком, ведь в любом деле трудно держаться середины». «Золотое правило нравственности» существует на протяжении всей истории человечества, при этом в каждый период оно имеет свои особенности. В эпоху античности именно культура речи была одним из наиболее ярких проявлений этикетной культуры человека, подчеркивающей его классовую и культурную принадлежность.
Первым руководством по поведению считается составленная в 1204 году испанцем Петрусом Альфонсом «Дисциплина клерикалис». За ней последовали правила поведения для придворных, а позднее для более широких кругов. Cтранами классического этикета принято считать Англию и Францию. Но это справедливо только относительно эпохи, более близкой к нашему времени, т.к. в XV столетии политическая и общественная жизнь, даже высшее общество, были еще далеки от того, что называется этикетом.
В Италии наравне с образованностью и изящными искусствами ранее, чем в какой-либо другой стране Европы, начали развиваться и совершенствоваться правила светских приличий, изящные манеры и этикет. Первые пособия о правилах поведения, трактаты, поучающие как себя вести, чего требует от каждого человека учтивость, вежливость, появились в средние века. Требования этикета были столь сложны, что в них знали толк, разбирались во всех тонкостях придворных ритуалов только церемониймейстеры. Воспитанность, культура, аристократизм, учтивость, умение вести себя в обществе – всему этому учили не всех, а только избранных. В XVI-XVII веках этикет стал отличительным признаком светского человека.
Этикет носил характер закона и имел очень сильное воздействие на высшее общество. Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление. «Рассказывают, что однажды Людовику XIII необходимо было срочно обсудить с кардиналом Ришелье ряд неотложных дел, и он поспешил в апартаменты кардинала. Но кардинал был очень болен и не смог подняться с постели, чтобы приветствовать короля. Королевское же достоинство и законы этикета не позволяли королю стоя разговаривать с лежавшим перед ним подчиненным. Дела же были чрезвычайно срочные и важные. Поэтому Людовик нашел следующий выход: он лег в постель рядом с Ришелье и – разговор состоялся. При этом законы этикета и честь короля не пострадали»[1].
Существенные особенности этикета XVII века были связаны с религиозной моралью. Законодателем морали была церковь, которая санкционировала, освящала, закрепляла привилегии господствующего сословия, в том числе и через нормы этикета. Тягчайшими грехами человека церковь считала гордыню и порождаемые ей высокомерие, стремление выставить напоказ себя, свои умения, знания, могущество. Под влиянием религиозной морали культивировались нормы учтивости, вежливости, предполагавшие, до определенной степени, смирение и самоуничижение, правда, лишь по отношению к равным себе по сословию.
Поэтому придворный этикет в это время не только усложнялся, приобретая сложные и запутанные формы, но и нередко перерастал во многие формы искусства. В культуре все больше утверждался принцип публичности и театрализации жизни.
Театр считался «наилучшей школой манер» и универсальным средством общественного воспитания, «позволяющим выработать у молодых людей благозвучное произношение, свободу жеста, благородство походки, внешнюю элегантность и изысканные манеры»[3]. В период царствования Людовика XIII придворные празднества выплескиваются на городские улицы, а горожане начинают допускаться во дворец. Такая публичность зрелищных форм культуры во многом способствовала и проникновению этикетных норм, правил хорошего тона в культуру городского населения, в ту среду, в которой зародились новые, более демократичные формы и стандарты приличий.
Существенной особенностью нового времени являлась идея личностного начала человека, его автономности и суверенности. В центре внимания эпохи оказался индивидуальный человек, его личностные качества. Осознание самоценности личности привело к необходимости больше внимания уделять вопросам общественного воспитания, важнейшей составной частью которого был этикет, хорошие манеры. В наставлениях акцентировалось внимание на необходимости различать манеры и манерность, подчеркивался приоритет простоты, культурной естественности поведения над лицемерными, искусственно-подражательскими нравами. Т.о., новым моментом в воспитании приличного человека, джентльмена, было осуждение светского высокомерия и требование вежливости и приветливости в обращении с людьми различных (а не только высших) рангов.
XVIII век внес существенные моменты в культуру приличий, он явился веком прагматизма, где критерием деятельности, поступков человека, его личностных качеств выступала их полезность. Буржуазия внесла в общественное сознание новую систему ценностей и добродетелей, на базе которой и выросли нормы и правила этикета. Эти правила признаются лишь в той мере, в какой признается их полезность как регулятора общественных связей людей. Этикет в это время становится средством достижения успеха в частной жизни и бизнесе. Владение правилами хорошего тона было тем средством, которое позволяло занять определенное положение в обществе.
В России, не пережившей классического европейского средневековья, культура этикета распространилась значительно позднее, чем в Западной Европе,- в первой половине XVIII века.
«Домострой» - это энциклопедия домашней жизни зажиточных городских семей XVI-XVII в.в. Формирующиеся светские приличия в этот период истории России очень часто смешивались с существующими религиозными нормами.
Реформы, проведенные Петром I, вскоре сказались на быте дворянства, который стал значительно отличаться от быта прежних поколений. В 1717 г. В Санкт-Петербурге вышла книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Особенностью этого пособия было то, что заимствованные из европейского этикета правила были конкретизированы и дополнены применительно к действительности и существовавшим в России нравам. Эта книга, безусловно, сыграла огромную положительную роль в развитии культуры этикета в среде дворянства. Этикет приобретает светский, открытый характер, во многом противоречащий моральным нормам православной церкви. Признается ценность внешней красоты, порою в ущерб красоте нравственной, содержательной. Этикет, безусловно, пронизывал все сферы дворянства, регламентируя те или иные формы поведения и деятельности. Но в наибольшей степени правила этикета, конечно, были представлены в общественной жизни аристократов.
В эпоху Просвещения в среде интеллигенции вырабатывались свои каноны красивого, приличного, достойного поведения. Для интеллигента главным являлось не внешнее впечатление, производимое им в обществе, в свете, не манеры сами по себе, а нравственное, духовное, личностное начало. Воспитанность является необходимой и одной из важнейших составляющих интеллигенции.
Слово «этикет», от французского «etiaquette», что означает «церемониал», в наше время обрело новый смысл – правила хорошего тона, нормы порядочности, правила приличия.
Если раньше светский этикет был прерогативой высших слоев общества, знатных людей, то сегодня к высшему свету относятся знаменитости кино и шоу-бизнеса, политики и чиновники, т.е. влиятельные люди, конечно же, знатные и богатые. Сразу же следует сделать примечание: так называемые «воры в законе», представители преступной среды не относятся к светскому обществу.
Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать в тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого человека, не оскорбит его достоинства.
Но общество развивается. Меняется форма правления государства, с этикетом знакомятся разные социальные слои общества. И теперь светский этикет очень отличается от светского этикета XVIII века. На сегодняшний день этих правил накопилось огромное количество, запомнить которое невозможно, да это и не надо. Сегодня главное знать те принципы, которые лежат в основе этикета. Главное быть вежливым, учтивым, тактичным человеком. Уметь правильно вести себя при общении с другими людьми.
Прежде, чем мы узнаем, что же у нас с вам...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.05.14 | Просмотров: 30

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!