Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Методика и психология изучения русского классического текста на уроках русского языка и литературы


Автор(ы): Моисеева Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы

Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно- техническое пространство XXI века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Огромное влияние на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную к конкуренции, проявляющую себя в нестандартных условиях, умеющую использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Внедрение личностно-ориентированных и развивающих технологий- условие, которое способствует развитию учащихся. Подобные технологии обеспечивают учебную деятельность школьников, учитывают и развивают индивидуальные особенности школьников.
В российской лингвистике и методической традиции есть многое, что становится актуальным именно сейчас и требует к себе пристального внимания. Знание исследований психологов стало важнейшим компонентом профессиональной деятельности педагога. Учитель- словесник прислушивается к словам психологов о теории установки, о формировании личности ученика, об искусстве общения. Изучение русской литературы и русского языка занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал. Так воспитывается любовь к родному языку, к родине, высокая нравственность.
На психологической теории А. Н. Леонтьева базируется методический принцип активной коммуникации. Коммуникативность предполагает использование изучаемого языка в естественных для общения условиях, но наряду с ней необходима гносическая методика - методика изучения содержания языковых единиц и речевых произведений как самосознания речевой личности.
Из этого следует, что, во-первых, необходимо комплексное рассмотрение содержания текста, и, во-вторых, интерпретация его должна быть динамичной. Вот перед нами “Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы” А. С. Пушкина:
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный,
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня,
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня… и т. д.
Сколько мысли, чувства! Начало стихов сразу вводит нас в мрачную и тяжелую обстановку. Два безличных предложения дополняют назывное. Тревога усиливается. После двусоставного предложения три назывных. Они умножают наше сопереживание автору: мы вместе с ним прислушиваемся, вдумываемся.
В вводной беседе поясняется слово парка. Коллективная и индивидуальная работа со словарями проводится после чтения стихов, перед которым в классе постепенно гаснет свет, магнитофон воспроизводит “ход часов…однозвучный”. Учитель или ученик читает “Стихи…” наизусть. Первое задание: как можно одним словом озаглавить текст? Каждый обосновывает свой выбор. После этого открывается таблица с текстом, где односоставные предложения выделены красным цветом. При анализе предложений учащиеся убеждаются, что двусоставные и односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными, что односоставные предложения делятся на две основные группы, различаются по составу и интонации, по содержанию и смыслу. Далее можно предложить различные виды разборов, нахождение орфограмм, их группировку, иллюстрацию правил примерами из текста. Работа с русским классическим текстом носит исследовательский творческий характер, надо уметь применять знания, обобщать и систематизировать изученное. Анализ текста предполагает опору не только на знания, но, прежде всего, на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования речи.
На уроке литературы педагогическая ситуация осложняется тем, что необходимо организовать не только общение учителя и учеников, общение школьников внутри классного коллектива, но наладить контакт с литературным произведением, писателем. Общение с искусством предполагает способность перенесения себя в другого человека. Для того чтобы общение учителя, учеников и писателя на уроке литературы состоялось, необходимо отобрать для изучения произведения, нравственно - актуальные для сознания учеников, необходимо найти творческие приемы интерпретации текста, родственные художественному мышлению автора.
Проектируя на основе данных психологии, эстетики, методики и дидактики определенный тип деятельности учащихся, планируя с учетом достижений многих учителей - словесников систему урочных и внеурочных занятий, важно в первую очередь обратиться к исследованию ученического восприятия, к исследованию сложного процесса чтения учеником книг, его общения с миром авторских образов и идей.
Часто приходится встречаться с тем, что даже одиннадцатиклассники не могут высказать впечатления о прочитанном, активизировать читательский опыт, отобрать материалы для анализа текста, постичь глубину авторского замысла и своеобразие его авторской системы. Причины этого кроютс...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.05.14 | Просмотров: 57

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!