Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Развитие общеучебных умений и навыков, логического и творческого мышления через систему самостоятельных работ с различными источниками географической информации


Автор(ы): Боченкова Марина Анатольевна, учитель географии

На мой взгляд, школьной географии принадлежит особое место среди учебных предметов современной школы. Она не только даёт теоретические знания о природе и населении всей Земли, о географии отдельных стран, но и формирует мировоззрение учащихся, помогает им осознать себя в системе “природа-человек-общество”. Кроме этого, география обладает большим потенциалом для умственного развития учащихся и формирования положительной мотивации в учебном процессе.
Каждый современный педагог ставит перед собой следующие цели:
  1. На уроках географии активизировать и развивать познавательные способности учащихся, мышление, формировать общеучебные умения и навыки, развивать творческие способности учащихся, расширять кругозор.
  2. Воспитывать самостоятельность в учебном процессе, ответственность, развивать коммуникативные навыки, формировать эмоционально-ценностное отношение к конкретным фактам и явлениям.
Для достижения поставленных целей я реализую на уроках географии принципы развивающего обучения: стараюсь не преподносить учащимся готовых знаний, а организую умственную деятельность детей направленную на получение новых знаний в процессе выполнения учебных задач. Для этого планирую и провожу на уроках разнообразные самостоятельные работы с разными источниками географической информации.
Самостоятельные работы, направленные на формирование общеучебных умений и навыков.
География как школьный предмет имеет большой потенциал для формирования учебно-интеллектуальных и учебно-информационных умений и навыков.
При работе с учащимися 6-9 классов планирую самостоятельные работы с текстом и рисунками учебника.
Например:
  • С целью формирования умений извлекать из текста необходимую информацию и систематизировать знания в таблице в 6 классе при изучении темы “ Строение атмосферы” учащиеся получают задание: выбрать из текста необходимые характеристики каждого слоя атмосферы Земли и самостоятельно заполнить таблицу в тетради.
Название слоя Толщина Количество воздуха Распределение температуры Явления
Тропосфера
Стратосфера
Верхние слои атмосферы
  • С целью формирования умения выделять главное в 7 классе при изучении темы “Географическая оболочка” учащиеся получают задание: прочитать первую часть параграфа и выделить главную черту строения географической оболочки, объединяющую её в единое целое.
  • С целью формирования умений сравнивать явления и систематизировать знания в 8 классе при изучении темы “Циркуляция воздушных масс” учащиеся получают задание: найти черты сходства и отличия циклонов и антициклонов и оформить самостоятельную работу в виде таблицы. Признаки сравнения и вид таблицы выбирают самостоятельно.
  • С целью формирования умения использовать типовой план для составления характеристики объекта или явления в 7 классе планирую самостоятельные работы с типовыми планами в разделе “Приложение” учебника.
Например, изучая внутренние воды материка Южная Америка, учащиеся выполняют самостоятельную работу “Описание реки Амазонки” по плану:
  1. В какой части материка течёт?
  2. Где берёт начало? Куда впадает?
  3. В каком направлении течёт?
  4. Объясните зависимость характера течения от рельефа.
  5. Определите источники питания реки.
  6. Каков режим реки и как он зависит от климата?
  • Начиная с 7 класса, формирую умение слушать фрагменты лекции учителя, сообщения учащихся и вести краткие записи излагаемого материала. Например, при изучении природных зон материков в 7 классе учащиеся, прослушивая сообщения своих одноклассников (см: самостоятельные работы с дополнительными источниками информации), учатся выбирать и кратко записывать необходимую информацию о растениях и животных изучаемой природной зоны.
  • С целью формирования умения записывать основные положения темы в виде конспекта в 9 классе при изучении темы “Стадии развития расселения” учащиеся получают задание: прочитать §18 и составить конспект текста. При этом объясняю правила составления конспекта: разделить страницу на две колонки, в первую колонку записывать название части текста, а во вторую её краткое содержание. В дальнейшем планирую самостоятельные работы, направленные на совершенствование данного умения. В 10 классе при изучении темы “НТР” учащиеся получают задание: составить структурно-логический конспект текста (т.е. наряду с текстовым изложением материала, включать в конспект схемы и таблицы, указывать взаимосвязи).
Систематическое проведение подобных самостоятельных работ позволяет добиться высокого уровня формирования общеучебных умений и навыков, совершенствовать их из курса в курс.
Самостоятельные творческие работы с использованием текста учебника.
На уроке географии одним из главных источников информации является учебник. Наряду с традиционными видами самостоятельных работ с текстом учебника планирую и творческие работы.
Например:
  • Изучая тему “Океаны Земли” учащиеся получают задание: используя текст учебника составить графический конспект “Лоция океана”. Для этого находить в тексте особенности природы и освоения океана, придумывать подходящие графические обозначения и наносить эти знаки на подготовленный контур океана в нужный район. (Приложение 1).
  • В конце изучения темы “Австралия” в 7 классе с целью обобщения знаний учащиеся получают задание: используя текст учебника составить “Памятку для туриста, отправляющегося в Австралию”. В памятке должно быть не меньше 10 пунктов, в которых отразить интересные и опасные стороны природы Австралии, дать рекомендации туристу по налаживанию быта и составлению плана путешествия. (Приложение 2).
  • При изучении темы “Южная Америка” с целью формирования умения выбирать из текста необходимую информацию на заданную тему учащиеся получают задание: выбрать из текста описания природных рекордов материка и красочно оформить их перечень.
  • С целью обобщения знаний по теме, отработки понятийного аппарата, закрепления знания географической номенклатуры иногда даю задание: используя текст учебника составить кроссворд на заданную тему. (Приложение 3).
Подобные творческие работы способствуют развитию творческого мышления учащихся, формируют навыки эстетического подхода к оформлению работ, вызывают интерес у учащихся.
Самостоятельные работы, направленные на развитие логического мышления.
Установление причинно-следственных связей – это одна из методических задач школьного предмета географии. Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание планированию и проведению самостоятельных работ направленных на развитие логического мышления.
В результате анализа методической литературы и личного опыта у меня сложился поэтапный подход к решению данной задачи.
1 этап:
Необходимо разобрать значения слов “причина” и “следствие” и на конкретном содержании урока привести примеры. Например: в 6 классе при изучении темы “Горные породы” мы с учащимися выясняем, что если магма медленно остывает на большой глубине в земной коре (причина), то образуются крупнокристаллические магматические горные породы (следствие). А если магма изливается на поверхность и остывает быстро (причина), то образуются мелкокристаллические магматические горные породы (следствие).
2 этап:
Планирую самостоятельные работы для отработки приёма нахождения причин и сле...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.05.16 | Просмотров: 26

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!