Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Методическая разработка урока русского языка с использованием элементов интерактива: Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему


Автор(ы): Васильева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы

Цели:
1. Подготовить к написанию изложения с элементами сочинения на тему «Что такое счастье?» публицистического стиля типа речи рассуждение.
2. Заставить задуматься над проблемой счастья человека, помочь прийти к пониманию того, что счастливыми людей делают общение, сочувствие, помощь другим людям.
Задачи урока:
1. Развить умение анализировать текст: определять тему, основную мысль, тип речи, стиль и строение текста.
2. Развить умение строить свое высказывание на данную тему, данного стиля и типа речи.
3. Развить умение применять изученные правила при орфографическом и пунктуационном анализе текста.
Задачи общего развития учащихся:
1. Развить умение работать в группе, навыки общения в группе.
2. Развить навыки мыслительной активности.
3. Развить навыки, направленные на выработку правильного понимания и решения ситуации выбора.
4. Развить навыки овладения способами познавательной и практической деятельности.
5. Развить умение объективно оценивать свою деятельность и деятельность группы, класса по реализации задач урока.
Урок № 1. Мотивационное вступление.
1. Звучит музыка.

Учитель. Вы слушаете вальс цветов из балетной сюиты «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Это яркая, искрящаяся добротой и нежностью музыка.
-- Какие чувства вы испытываете, слушая эту музыку?
-- Как бы вы определили тему этой музыки, о чем она?
2. Объявление учителем темы и целей урока.

Сегодня разговор мы с вами будем вести о счастье. Эмблемой нашего урока я сделала вот эту улыбающуюся рожицу - солнышко. Помните, говорят: «Светится от счастья, как солнышко». Эпиграф нашего урока: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Это знакомые вам слова из рассказа «Парадокс» В. Г. Короленко. Я думаю, вы все согласны с тем, что каждый человек стремится к счастью и каждый достоин счастья.
-- А вот что такое счастье? Когда человек чувствует себя счастливым? Это те вопросы, над которыми я хочу, чтобы вы задумались сегодня.
А итогом ваших размышлений должно стать изложение с элементами сочинения.
Первая учебная ситуация.
Работа в группах по осмыслению своего понимания счастья.

Учитель. Словарь под редакцией Евгеньевой гласит, что «счастье – это состояние души, когда человек испытывает чувства удовольствия, удовлетворенности жизнью, радость».
А когда человек испытывает эти чувства?
Вот карточки, на них 10 существительных. Выберете и запишите на лучах солнышка те слова, которые, по вашему мнению, объясняют то, когда человек может быть счастливым.
Слова на карточке. Любовь, дружба, семья, труд, учеба, увлечение, богатство, слава, подвиг.
(См. приложение 1).
Отвечающий (один из группы):
-- Мы считаем, что человек может быть счастливым в… (записывает слова на лучах или ставит плюс, если эти слова уже записаны другой группой).
Учитель. А почему вы не выбрали слова «богатство», «слава», «подвиг»?
Затрудняетесь, может ответите в конце урока?
Вторая учебная ситуация.
Работа с текстом изложения.

Чтение учителем текста изложения. (См. приложение 1).
Работа в группах по осмыслению теста Л. Кассиля, определению темы, основной мысли, стиля, типа речи и строения текста изложения. (См. приложение 1).
Выступления представителей групп. Результаты вывешиваются на доску.
Учитель. Итак, позиция автора нам ясна. Её можно выразить формулой:
Счастье = отдавать + помогать + делиться радостью. (Л. Кассиль).
Но вы должны будете выразить свою позицию и прокомментировать её. Так как жизненный опыт ваш еще небольшой, я предлагаю вам поработать и с другими текстами.
Релаксация. Чтобы помочь себе переключиться, встряхнуться, поменяйте положение тела, поменяйтесь местами, пересядьте.
Третья учебная ситуация.
Работа в группах с другими текстами, отражающими проблему счастья, с целью знакомства с позициями других авторов.

Учитель. Вам нужно прочитать тексты, осмыслить их, обсудить в группах и вывести формулу счастья, которая отражена в данном отрывке.
Первая группа. В. Брюсов. «Работа».
Л. Толстой (цитата).
Вторая группа. Н. Коноплева «Человеку нужен человек».
М. Раджабов «Нет на земле несчастнее такого…»
Третья группа. Ф. Тютчев. «Нам не дано предугадать…»
Ф. Дзержинский (цитата).
Четвертая группа. Н. Асеев «Что такое счастье?».
(См. приложение 2).
Выступления представителей групп.
Один читает выразительно тексты, другой – записывает формулу на доске.
Результаты работы групп:
Первая. Счастье = труд, работа.
Вторая. Счастье = богатство общения.
Третья. Счастье = благодать сочувствия.
Четвертая. Счастье = соучастье (любовь, труд).
Обобщающая беседа.
Учитель. Выведем общую формулу.
Счастье = соучастье + сочувствие + благодать общения.
-- Совпадает ли эта формула с формулой Л. Кассиля?
Конечно, ведь трудиться – это отдавать другим, помогать. Любить – это тоже сочувствовать, жалеть,...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.06.08 | Просмотров: 33

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!