Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Модульный урок Учимся писать рецензию


Автор(ы): Волошина Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы

М – 0. Комплексная дидактическая цель.
М – 1. Интегрирующая цель.
М – 2. Учимся писать сочинение - рецензию.
М – 3. Рефлексия.

М – 0

Комплексная дидактическая цель
  • Осмысление специфики содержания жанров сочинения на литературную тему. Усвоение композиционных и стилистических особенностей разных жанров сочинений на литературную тему.
  • Обработка умений аргументировать свои мысли литературными фактами,обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации, научиться соотносить своё мнение с позицией автора. Результатом применения модульной программы должен быть сформированный навык написания сочинения – рецензии.

М – 1

Интегрирующая цель
  • Изучить специфическую форму сочинения – рецензию; усвоить композиционные и стилистические особенности жанра; уметь использовать эти знания для написания сочинений литературоведческого характера; развивать умение устного и письменного высказывания на заданную тему;
  • Совершенствовать навык самостоятельной работы, работы в малых группах, в условиях различных форм само- и взаимопомощи, оценки и самооценки, коммуникативный навык.
УЭ – 1. Актуализация знаний об аннотации, отзыве, эссе.
УЭ – 2. Исследование особенностей жанра рецензии.
УЭ – 3. Анализ композиции рецензии.
УЭ – 4.Резюме.
УЭ – 5. Выходной контроль.

М – 2

Входной контроль.
Выполните тест.
1. Выберите из предложенного перечня особенностей текста те, что относятся к типу речи рассуждение:
а) словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков;
б) рассказ о каком-то событии в его временной последовательности;
в) в композиции принято выделять тезис, доказательство, вывод;
г) имеет коммуникативное намерение – доказать.
2. Выберите то определение, которое подходит к понятию эссе:
а) один из основных жанров публицистического вида, характеризующийся постановкой проблемы, разработкой широкого значения выводов на основе анализа явлений одного или нескольких произведений, взятых в неограниченном масштабе, на основе теоретических посылок и обобщённых данных;
б) небольшое литературно-публицистическое произведение, близкое к рассказу, но отличающееся от него художественным воплощением таких лиц, эпизодов, явлений, событий, которые были в действительности и которые автор воссоздаёт на основе личного наблюдения;
в) прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с ней.
3. Выберите термин, соответствующий данному определению.
“Краткая характеристика книги, статьи, излагающая содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку”.
а) отзыв;
б) эссе;
в) статья в газете;
г) аннотация.
– Какова связь этого задания с темой урока?
– Исследуйте цель урока. Как входной контроль работает на неё? Как вы думаете, какие виды работы будут выполнены?
Приступая к выполнению заданий, помните о цели урока. Для успешной работы необходимо помнить о сосредоточенности, целеустремлённости, взаимоуважении, темпе работы.
УЭ – 1. Актуализация знаний об аннотации, отзыве, эссе.
  1. Повторение жанровых особенностей аннотации, отзыва, эссе (при необходимости обращаться к справочной литературе).
  2. Выберите для повторения жанр. Работа в парах.
  3. Составьте вопросы для проверки усвоения вашей информации.
  4. Поделитесь информацией с товарищем по паре.
  5. Проверьте степень усвоения материала вашим товарищем. Поставьте оценку.
УЭ – 2. Исследование особенностей жанра рецензии.
  • Рецензировать – критиковать, оценять, разбирать, ценить достоинство.
  • Рецензия: отзыв, оценка, суждение, критика, суд, разбор, рассуждение, мнение.
  • Какова цель рецензии? Зачем пишу? (эмоциональный отклик --> анализ: о чём? как? что я об этом думаю?)
Итак: прочитали --> удивились --> задумались --> пишем рецензию…
Задача рецензента – оценить достоинство книги. Причём достоинство здесь следует понимать как положительные качества произведения. Очевидно, рецензировать стоит только те книги, которые действительно заслуживают того, чтобы с ними познакомился как можно более широкий круг людей. Соответственно, с одной стороны, тот, кто оценивает достоинства книги, свободен в своей оценке, а с другой стороны, зачем разбирать произведение, которое не достойно того, чтобы быть рекомендованным широкому кругу читателей?
Кому адресована ваша рецензия? Попытаемся внимательнее вглядеться в облик предполагаемого адресата. Существуют два вида рецензии: рецензия для тех, кто читал текст, и для тех, кто этот текст не читал. К возможному читателю, как и к рецензируемому тексту, нужно отнестись уважительно, а не панибратски. Доброжелательный рецензент вступает в уважительный диалог с автором. Вместе с автором читатель пытается размышлять над проблемами художественного произведения.
Рецензент должен представить, что ему предстоит обсудить прочитанную книгу с уважаемым человеком, который эту книгу не прочитал. Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них. Хорошо сформулированные вопросы заставляют задумываться, учиться прогнозировать ситуацию, отслеживать причинно-следственные связи, оценивать отношения между предметами и явлениями.
1. Исследовать жанровые особенности рецензии, сопоставить с известными жанрами.
2. Прочитайте рецензию стр. 88, упр. 83 (Е.И. Никитина “Русская речь 9 класс”).
3. Определите, что отличает рецензию от отзыва и что их объединяет?
4. Найдите черты эссе в рецензии.
5. Посоветуйтесь в группах.
6. Обсудите с классом свои выводы. Дополните свои записи, сведениями, которые вы почерпнули из ответов одноклассников.
7. Вернитесь к цели урока. Оцените, насколько вы справились с ней. Если есть необходимость, проконсультируйтесь с учителем.
УЭ – 3. Анализ композиции рецензии.
1. Определить особенности основных частей композиции рецензии: составить план, изучить вариативность этих частей.
2. Объединитесь в группы для работы над той или иной частью сочинения – рецензии.
I группа 1 – 2-й пункты плана
II группа 3-й пункт плана
III группа 4 – 5 – 6-й пункты плана
IV группа 7-й пункт плана
V ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.06.11 | Просмотров: 37

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!