Главная / Методические материалы / Преподавание экономики

Собственность и потребитель. Информационные технологии на уроках экономики


Автор(ы): Моргунова Элеонора Викторовна, учитель начальных классов

Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятиями “собственность”, “потребитель”, “правомочия”; продолжать формировать умения и навыки работы с документами: Конституцией РФ, Гражданским кодексом, Федеральным законом; формировать навык анализа ситуаций разного характера, уметь делать выводы, видеть отрицательные и положительные стороны, уметь самоанализ проводить; познакомить с правами потребителя, дать полное представление о механизме защиты потребительских прав.
Развивающие: развитие всех сфер личности: эмоционально-волевой, когнитивной, потребностно-мотивационной, практико-действенной, интеллектуальной, речи устной и письменной.
Воспитательные: воспитывать правовую эрудированность, поведение в ситуациях.
Форма: изучение нового материала
Методы: рассказ, устный фронтальный опрос, иллюстрация, устный фронтальный контроль, тест, проблемное изложение, работа в группах, презентация-демонстрация, работа с таблицей, работа с документами, работа в тетради, работа с учебником., Инсценирование.
Оборудование: презентация “Собственность и потребитель”, ученическая тетрадь по обществознанию, музыка Валерия “Маленький принц”, Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, видео из кинофильма “Бомж”, Федеральный Закон “О защите прав потребителей”, тест.
Литература:
  1. Учебное пособие для 8–9-х классов “Введение в обществознание” под ред. Л.Н. Боголюбова. “Просвещение”, М. 2000 г., с. 214.
  2. Конституция РФ.
  3. Гражданский кодекс РФ.
  4. Федеральный Закон “О защите прав потребителей”.
  5. Антуан де Сент-Экзюпери “Маленький принц”.
ХОД УРОКА
I. ОНУ:

- Здравствуйте! Садитесь. Сегодня на уроке обществознания Вам понадобятся следующие учебные принадлежности: тетрадь, учебник, ручка, дневник.
Целеполагание
Сегодня на уроке мы поговорим с Вами о потребностях человека, об их значимости, о том каким образом человек является собственником, а также познакомимся со статьями Федерального Закона “О защите прав потребителей”, о сущности, механизме его действия на территории Российской Федерации.
II. ИНМ.
1.
Прочитайте стихотворение и определите, каков его философский смысл (Слайд 2. Приложение 1):
Вещи
Умирает владелец, но вещи его остаются,
Нет им дела, вещам, до чужой человечьей беды.
В час кончины твоей даже чашки на полках не бьются.
И не тают, как льдинки, сверкающих рюмок ряды.
Может быть, для вещей и не стоит излишне стараться-
Так покорно другим подставляют себя зеркала,
И толпою зевак равнодушные стулья толпятся,
И не дрогнут, не скрипнут граненые ноги стола.
От того, что тебя почему – то не станет на свете,
Электрический счетчик не завертится наоборот,
Не умрет телефон, не засветится пленка в кассете.
Холодильник, рыдая, за гробом твоим не пойдет.
Будь владыкою их, не отдай им себя на закланье,
Будь всегда справедливым, бесстрастным хозяином их.
Тот, кто жил для вещей, - все теряет с последним дыханьем,
Тот, кто жил для людей, - после смерти живет средь живых. (Вадим Шефнер)
Ученик:
- В этом стихотворении Вадим Шефнер с иронией говорит о тех людях, которые с особым чувством тратят свое время на приобретение каких – либо вещей.
Философский смысл данного литературного произведения выражается в последних двух строчках. Действительно, не стоит тратить время на бесполезные вещи, а стоит задуматься о людях.
Учитель:
- При каких обстоятельствах мы задумываемся о какой-либо вещи, покупаем ее?
Ученик:
- Когда нам она нужна, необходима.
Учитель:
- Верно, в человеческой жизни эта необходимость выражается в понятии потребность. Ученый А. Маслоу знаменит созданием своей иерархии потребностей, он настаивал на том, что потребности выступают в качестве мотивов строго последовательно снизу вверх, не смотря на ситуацию. Потребности делятся на: физиологические, потребности в безопасности и уверенности в будущем, потребности в социальных контактах, потребности в самоутверждении, в самовыражении. (Cлайд 3, см. приложение 2)
2.
Учитель:
– Откройте тетради, запишите тему урока “Собственность и потребитель”. По середине потребность, 5 стрелок вниз и запишите виды потребностей.
3. (Звучит мелодия “Маленький принц”, сценка отрывка из книги Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Маленький принц - ученик 2-го класса “Б” (костюм принца), деловой человек – ученик 9 класса “А”(черный костюм, галстук). (Слайд 4)
Во время своего путешествия Маленький принц попал на планету, которая принадлежала “деловому человеку”. Деловой человек был очень занят. Он считал звезды. С неохотой оторвавшись от этого занятия, он ответил на вопрос Маленького принца. Вот какой разговор состоялся между ними:
Пятьсот миллионов звезд? И что же ты с ними делаешь?
Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность.
Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?
Что делаю?
Да.
Ничего не делаю. Я ими владею.
Владеешь звездами?
Да.
Но я уже видел короля, который…
Короли ничем не владею. Они только царствуют. Это совсем другое дело.
А для чего тебе владеть звездами?
Чтобы стать богатым.
А для чего быть богатым?
Чтобы покупать новые звезды, если их кто-нибудь откроет.
“Он рассуждает почти как тот пьяница”, подумал Маленький принц.
И стал спрашивать дальше:
А как можно владеть звездами?
Звезды чьи? – ворчливо спросил делец.
Не знаю. Ничьи.
Значит, мои. Потому что я первый до этого додумался.
И этого довольно?
Ну конечно. Если ты найдешь алмаз, у которого нет хозяина, он твой. Если тебе первому придет в голову какая-нибудь идея, ты берешь на нее патент: она твоя. Я владею звездами, потому что до меня никто не догадался ими владеть.
Вот это верно, – сказал Маленький принц. И что же ты с ними делаешь?
Распоряжаюсь ими, - ответил делец. Считаю их и пересчитываю. Это очень трудно. Но я человек серьезный.
Однако маленькому принцу этого было мало.
Если у меня есть шелковый платок, я могу повязать его вокруг шеи и унести с собой, - сказал он. Если у меня есть цветок, я могу его сорвать и унести с собой. А ты ведь не можешь забрать звезды!
Нет, но я могу положить их в банк.
Как это?
А так6 пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ.
И все?
Этого довольно.
“Забавно! – подумал Маленький принц. – И даже поэтично. Но не так уж это серьезно”.
Что серьезно, а что несерьезно, - это Маленький принц понимал по-своему, совсем не так, как взрослые.
У меня есть цветок, - сказал он, и я каждое утро его поливаю. У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю и потухший тоже. Мало ли что может случиться. И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы…
Деловой человек открыл, было, рот, но так и не нашелся, что ответить, и Маленький принц отправился дальше.
Учитель:
- Кто, по вашему мнению, более верно понимает право владения – деловой человек или Маленький принц?
Ученик:
- По моему мнению, Маленький принц владеет, т.е. заботится, переживает и ухаживает за тем, что у него есть.
Учитель:
- Как можно назвать человека, у которого что-то есть по отношению к этому предмету?
Ученик:
- Собственником.
Учитель:
-
Молодец! Верно.
Важным показателем уровня жизни человека является принадлежащая ему собственность. Собственность гражданина может состоять из движимого и недвижимого имущества бытового назначения.
В современном законодательстве гражданину предоставлено право не только иметь собственность, служащую удовлетворению личных потребностей человека и семьи, но и быть собственником средств производства.
4.
Учитель:

- У Вас на партах лежит Конституция РФ, откройте и найдите статью, в которой говорится о формах собственности. (Слайд 5)
Ученик:
- В статьях 8,35 Конституции РФ.
Статья 35.
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
4. Право наследования гарантируется.
Учитель:
В Гражданском Кодексе РФ четко определены правомочия собственника.
Давайте обратимся к нему и прочитаем статьи № 209, 210, 211, 212. (Слайд 6)
Итак, в тетради запишем правомочия собственника (Слайд 7).
Таким образом, любая возникшая потребность в чем – то, право на нее зафиксировано в правовых документах: Конституции РФ, Гражданский кодекс РФ.
В XXI веке существует огромное изобилие товаров разного назначения и удовлетворяющие потребностям каждого человека. Чтобы Вы сейчас не захотели – есть все!
Человечество с каждым веком, витком в истории достигало появлению какой – либо потребности в разной форме. Казалось бы, всё есть, даже Законодательство РФ побеспокоилось о разнообразии товаров, что нашло отражение в Конституции РФ статья 8 “В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции…”, но проблемы все же место и здесь нашли.
5.
Учитель:
- Вашему вниманию сейчас будет представлен видеоролик из художественного фильма “Бомж” о важнейшей проблеме, которая имеет место и в современном мире, с которой мы сталкиваемся почти каждый день, реализуя свою потребность. (просмотр видеоролика с 19 мин. по 30 мин. Учитель заранее выставляет время видеоролика).
Пока Вы будете просматривать, у себя в тетради делайте пометки, какие права были нарушены по отношению к потребителю.
Учитель:
-
Вы просмотрели обычную жизненную ситуацию, которая может произойти с любым человеком всего за 10 минут. Кто в ней виноват, кто прав, нам предстоит сейчас разобраться. (Фронтальный опрос + обсуждение)
- Кто является главным героем?
- Кто является второстепенными героями?
-Итак, поработаем в группах и обсудим проблему (Слайд 8).
1 ряд – рассматривает ситуацию “Продавец в аптеке – покупатель старенькая бабушка”.
- Правильно ли себя ведет продавец?
- Что в ее поведении не так?
- Имеет ли право она разговаривать с покупателем на повышенном тоне?
- Какие права продавец нарушила?
2 ряд – “Продавец в аптеке – покупатель Николай Фролов”.
-
Как поступил продавец?
- Какие права были нарушены?
3 ряд – “Милиция– покупатель Николай Фролов”.
-
Как действовали милиционеры?
- Что они должны были сделать?
- Какие права нарушены?
Вывод: В России действует Закон “О защите прав потребителя”, который был принят в феврале 1992 г. а в декабре 1995 г. Госдума внесла поправки, целью является то, чтобы подчинить рыночную стихию интересам главных лиц – потребителей.
В законе есть три основных группы норм, которые необходимо знать (Слайд 9).
Это:
  • права потребителя;
  • механизм защиты прав потребителя;
  • ответственность виновных в нарушении этих прав.
6.
Учитель:

- Какими же правами обладает потребитель? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, у вас на партах лежит Федеральный закон “О правах потребителя”, найдите ответ на этот вопрос и запишите в тетрадь.
Ученик:
Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей.
Статья 4. Качество товара (работы, услуги).
Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийн...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.06.12 | Просмотров: 20

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!