Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Модульный урок Различение частицы НЕ и приставки НЕ


Автор(ы): Самтыкова Марина Викторовна, учитель русского языкаи литературы

Модуль 0 (М 0)
Модуль 1 (М 1)
Модуль 2 (М 2)
Модуль 3 (М 3)
М 0 – комплексная дидактическая цель.
М 1 – Различение на письме частиц НЕ и НИ
М 2 – Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ
М 3 – Различение на письме частицы НИ, и союза НИ-НИ и приставки НИ
МО – комплексная дидактическая цель:
  • познакомиться с отрицательными частицами и их ролью в языке,
  • уметь отличать их от союза НИ-НИ и приставок,
  • уметь грамотно использовать отрицательные частицы в своей речи.
Учебный элемент (УЭ)
УЭ 0 – интегрирующая цель
УЭ 1 – входной контроль
УЭ 2 – теоретические сведения о правописании частицы НЕ и приставки НЕ
УЭ 3 – практическая работа по различению частицы НЕ и приставки НЕ
УЭ 4 – работа по стилистике
УЭ 5 – резюме
УЭ 6 – выходной контроль
УЭ 7 – анализ работы
УЭ 8 – домашнее задание
Знакомство с памяткой для работы по модулю.
  1. Помните, что работу с учебным элементом необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в в виду во время работы над УЭ и возвращаться к ней в конце каждого УЭ.
  2. У вас есть право на получение консультации в любом из учебников, по которым вы работаете на уроке, а также у учителя. Используйте это право!
  3. Работа по модулю требует взаимоуважения, внимания друг к другу, самодисциплины. Не забывайте об этом! (записывается на доске).
УЭ 0
Интегрирующая цель: привести в систему свои знания о правописании частицы НЕ и приставки НЕ с различными частями речи
УЭ 1
С целью формирования предстоящей деятельности учащихся и осуществления входного контроля целесообразно в начале провести фронтальную беседу по вопросам:
  1. Назовите отрицательные частицы.
  2. Какую роль они выполняют в предложении?
  3. В чем трудность написания частицы НЕ с разными частями речи?
Учащиеся работают с учебником, по сборнику (справочным материалам). Таблицу учащиеся сверяют с эталоном (отпечатан для каждого ученика), а формулировку вопроса показывают учителю для осуществления промежуточного контроля.
УЭ 2
Цель: проверить свою готовность к практической работе по написанию НЕ с различными частями речи, а для этого:
  1. Повторить все правила написания частицы НЕ и приставки НЕ с различными частями речи. (20-25 минут).
  2. Рассмотрите опорную таблицу и заполните её
Написание
Слитное Раздельное
Существительное 1 балл
Прилагательное 1 балл
Наречие 1 балл
Глагол 1 балл
Местоимение 1 балл
  1. Сформулируйте и запишите: Чтобы правильно написать НЕ с разными словами, надо прежде всего задать себе вопрос : …………?
  2. Контроль: Сверьте вашу таблицу с эталоном (эталон находится у учителя), оцените свою работу по пятибалльной системе.
Рекомендации к составлению опорной таблицы (ОТ):
  1. Познакомиться с материалами темы, по которой составляется ОТ. Используй прежде всего учебник, а также дополнительную литературу.
  2. Подбери к основным орфограммам опорные графические сигналы (ОГС).
  3. Составь ОТ по отдельным блокам ( в данном случае по написанию не с разными частями речи).
  4. Сведи блоки в одну ОТ, учитывая логические взаимосвязи.
  5. Критически осмысли ОТ, определи ее достоинства и недостатки.
  6. Проработай над улучшением ОТ.
  7. Проверь свои знания по самостоятельно составленной ОТ.
ЭТАЛОН к УЭ 2
Существительное
Прилагательное
Наречие
Слитно Раздельно
1. Если слово не употребляется без НЕ
НЕРЯХА (ОГС)
2. Может быть заменено синонимами или близкими по значению выражениями
НЕДОБРЫЙ = ЗЛОЙ
1. В предложении есть Противопоставление с союзом
А.
НЕ ПРАВДА,А ЛОЖЬ (ОГС)
2. К прилагательному или наречиюотносятся слова
ДАЛЕКО, ВОВСЕ, ОТНЮДЬ, НИЧУТЬ, НИСКОЛЬКО, ВОВСЕ НЕ ДАЛЕКО
3. С наречиями не на-О (-Е)
НЕ ПО-ТОВАРИЩЕСКИ
Глагол
1. Если слово не употребляется безНЕ НЕГОДИТСЯ 1. Во всех остальных случаяхНЕ ПРИШЕЛ
Местоимение
1. Если нет предлогаНЕЧЕГО
НЕКЕМ
1. Если после НЕ есть предлогНЕ ОТ ЧЕГО
НЕ С КЕМ
УЭ 3
Цель: отработать навык написания НЕ с разными частями речи (в случае затруднения обращайтесь к опорной таблице
Рекомендации учителя: работайте самостоятельно 25-30 минут.
1. Выполните письменно упражнения по данной теме.
Упражнение. В разговоре старайся затронуть такую тему, которая может заинтересовать твоего собеседника. (Не)стоит рассказывать, что было у тебя сегодня на обед или какой прыщ выскочил у тебя на шее. Вряд ли это кому-нибудь интересно.
Поменьше говори о себе. Есть такие самовлюбленные болтуны, которые готовы перебить любой рассказ о крупном событии или о случившемся с кем-нибудь (не)счастье фразой “А вот я, а вот у меня…”, будто больше всего людей должна интересовать их важная персона.
(Не)смейся искусственно, если тебе совсем (не)смешно, (не)делай вид, что удивлен, если этого в действительности нет. (Не)хохочи слишком громко, веди себя естественно. Всякое кривляние выглядит смешным и (не)уместным и производит на окружающих (не)приятное впечатление. (Не)вежливо говорить о присутствующих “он” или “она”. В разговоре надо называть того, о ком идет речь, только по имени.
Упражнение

Звеньевому (не)зачем было бы давать еще одно поручение.
Разве тебе (не)с чем выступит...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.06.12 | Просмотров: 38

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!