Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Интегрированное занятие элективного курса Математические основы информатики для 10-го класса информационно-технологического профиля по теме Арифметические действия в позиционных системах счисления


Автор(ы): Колодочкина Любовь Алексеевна; Лыжина Светлана Сергеевна, учитель информатики

План занятия:
  1. Приветствие.
  2. Постановка целей.
  3. Повторение теоретического материала (устная работа).
  4. Выполнение практических заданий с использованием математических и информационных навыков.
  5. Презентация проектной работы (выступление учащихся).
  6. Подведение итогов занятия.
Материалы к занятию
Цели:
  • Систематизировать и обобщить знания учащихся, полученных при изучении темы ЭК “Арифметические операции в позиционных системах счисления”.
  • Развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности; расширять кругозор и развивать логическое мышление учащихся в области информатики.
  • Повышать уровень информационной культуры десятиклассников.
Задачи:
  • Закрепить умения решать задачи на перевод чисел из одной системы счисления в другую, производить арифметические операции над числами.
  • Развивать логическое мышление учащихся посредством выполнения занимательных задач.
  • Совершенствовать умение рационально использовать время и быстро ориентироваться в обстановке.
Тип занятия:
Систематизация и обобщение изученного материала.
Формы и методы:
  • Фронтальная, групповая, индивидуальная;
  • Вербальный, наглядный, практический, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский.
Ход занятия:

1. Приветствие.

2. Постановка целей

(Учитель математики (УМ) озвучивает на слайдах (Приложение 1).

3. Повторение теоретического материала.

(Вопросы появляются постепенно на экране)
  • Что такое система счисления?
(Это способ записи чисел)
  • Какие системы счисления вам известны?
(Непозиционная и позиционная)
  • Какую систему счисления можно назвать непозиционной?
(У которой количественный эквивалент (“вес”) цифры не зависит от ее места положения в записи числа)
- (римская – VVV- 15 в десятичной системе счисления, использовались одинаковые цифры-V)
- (унарная, единичная – черточки, или насечки)),
- древнеегипетская;
- алфавитная (славянская, ионийская (греческая), финикийская и др.)
Их недостатки?
- в записи больших чисел участвует большое количество цифр,
- неудобно выполнять арифметические действия,
- невозможно представлять отрицательные и дробные числа.
  • Какие системы счисления называются позиционными? Приведите примеры.
(Это системы, в которых значение каждой цифры в изображении числа зависит от ее положения (позиции) в ряду других чисел, изображающих число.
Достоинства позиционных систем счисления:
- простота выполнения арифметических операций;
- ограниченное количество символов, необходимых для записи числа;
- удобна для механического представления чисел (счеты).
  • Что такое алфавит системы счисления?
(Это символы, участвующие в записи числа)
  • В какой системе счисления могут быть записаны числа?
2007, 10101, 343434, F12A ?

4. Выполнение практических заданий с использованием математических и информационных навыков.

При выполнении арифметических операций в разных системах счисления вам приходилось переводить числа из одной – в другую. Вспомните, как это делается, и переведите числа в указанную систему счисления используя математические навыки в тетрадях:
а) 173—> а8 (173=2558)
б) 173—>а16 (173=АД16)
в) 100012—>а5 (100012=325)
г) 11012—>а10 (11012 = 13)
д) 101,12—>а10 (101,12=5,5)
е) В коробке лежит 318 шар. Среди них 128 красных и 178 желтых. Докажите, что здесь нет ошибки.
Доказательство:
318 = 2510
128 =1010
178 = 1510 ч.т.д.
ж) В олимпиаде участвовало 13 девочек и 54 мальчика, а всего 100 человек. В какой системе записаны сведения?
Решение:
13х + 54х = 100х
1•х1 + 3•х0 + 5•х1 + 4•х0=1•х2+0•х1+0•х0
Х +3+5х+4=х2
Х2-6х-7=0
Х1=-1, х2=7
Следовательно, сведения об олимпиаде были поданы в 7-ричной системе счисления.
з) Задача на сравнение чисел в разных системах счисления.
Какое из чисел 1100112, 1114, 1В16 является наибольшим, наименьшим?
1100112 –наибольшее,
1114 – наименьшее.
Выполняется самостоятельно в тетрадях, правильное решение воспроизводится на доске.
УМ. Сейчас мы еще раз убедились, на сколько это трудоемкий процесс с исп...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.07.06 | Просмотров: 20

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!