Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Три склонения имен существительных


Автор(ы): Куба Галина Николаевна, учитель начальных классов

Цели
  • Дать понять о трёх типах склонения имён существительных; учить распознаванию склонений существительных; формировать навыки грамотного письма;
  • Развивать речь учащихся;
  • Воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку.
Оборудование
  • опорная таблица;
  • конверты с заданиями;
  • карточки - алгоритм действий;
  • рисунки (3 корзинки) для игры;
  • слова-карточки для игры.
ХОД УРОКА
Рефлексия
  • Урок русского языка.
С каким настроением начинается урок?
/Дети поднимают карточки с грусными или веселыми человечками. /
Замечательно! Хорошее настроение, взаимовыручка, желание активно и внимательно работать помогут нам сделать новые открытия. Желаю Вам успехов!

I. Языковая разминка

1. Игра «Узнай падеж».
Учитель называет вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, дети определяют падеж.
  • Вопрос кому? (Д.п.)
  • Предлоги в, на, за, под, через, про, в (В.п.)
  • Вспомогательное слово нет (Р.п.)
  • «Щедрый» падеж (Д.п.)
  • Без предлога не употребляются (П.п)
  • Сущ. – подлежащее всегда стоит в … (И.п)
  • «Падеж – работяга» (Т.п.)
  • Вопрос кого? (В.п. и Р.п.)
  • Предлоги к, по (Д.п.)
  • Вопрос что? (И.п. и В.п)
  • Предлоги о, об (П.п)
2. Запишите предложение, определите падеж имён существительных.
Зимним утром с радостью и интересом спешат ученики на занятия в школу.
- Что можете рассказать о существительном утром?
/Ученик делает морфологический разбор сущ./
Мы уже многое знаем об имени существительном, а сегодня сделаем ещё одно открытие, расширим наши знания об имени существительном.
Физкультурная пауза.

II. Сообщение темы и цели урока

Тему новую опять
Надо нам запоминать.
Что за три склонения?
На лицах удивление?!
К концу урока исчезнут сомнения,
И мы узнаем ваше мнение!

III. Постановка проблемы

- Прочитайте предложение
Книги учат нас смелост__ и дружб__ .
- Найдите однородные члены в этом предложении.
Определите их род, падеж.
Что можно сказать об окончаниях? (Возможно, они одинаковые.) Какие? (Предложения детей.)
- Прочитайте предложение без пропусков. Что заметили?
Книги учат нас смелости и дружбе.
- Какие вопросы возникают? (Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?)

IV. Решение проблемы

1. Предлагаю вам, ребята, стать сегодня учёными – лингвистами и провести научное исследование.
Это трудное заданье,
Проявите-ка старанье,
Вы особенность ищите,
Ничего не проглядите.
Предлагаю провести свои наблюдения сразу трём группам лингвистов. Выбор за вами!
/Дети выбирают конверты с заданиями/.
2. Идёт работа в группах по исследованию.
1-й конверт с заданиями
Просклонять существительные страна, земля (на листах), поставить ударение
И. п. стран а земл я
Р. п.
Д. П.
В. п.
Т. п.
П. п.
Возьми любое существительное мужского рода с окончаниями а , я измени по падежам /Устно./ Рома, дядя
2. Сравни окончания этих существительных. Что общего у них? Чем отличаются?
Вывод: Существительные м.р. и ж.р., которые в начальной форме имеют окончания , -я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.
Аналогично дети наблюдают за падежными окончаниями групп существительных, (окно, поле, огонь и степь, печь)
2-й конверт с заданиями
1. Измените по падежам данные существительные.
И. п. окн о пол е огонь
Р. п.
Д. П.
В. п.
Т. п.
П. п.
2. Сравните окончания этих существительных. Что у них общего? Чем отличаются?
3. Подберите любое существительное среднего рода и мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме. Устно измените их по падежам и сравните окончания.
Вывод: Существительные ср.р. с окончаниями -о, -е и м.р. с нулевым окончанием в начальной форме имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.
3-й конверт с заданиями
1. Просклоняй по падежам данные существительные.
И. п. печь степь
Р. п.
Д. П.
В. п.
Т. п.
П. п.
2. Проверь! Имеют ли другие существительные ж.р. с нулевым окончанием и основой на мягкий согласный однотипные окончания. Подбери такие существительные, измени по падежам.
3. Сравни эти окончания с окончаниями существительных печь и степь.
Вывод: Существительные ж.р. с нулевым окончанием име...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.07.08 | Просмотров: 41

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!