Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Классный час в 10-м классе Мы выбираем, нас выбирают


Автор(ы): Чуйко Надежда Алексеевна

Цели:
  • Сориентировать учащихся на правильный выбор будущей профессии с учётом их способностей и психологических особенностей.
  • Способствовать осознанию учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей.
  • Актуализировать основные понятия профессионального самоопределения: факторы, влияющие на выбор профессии; сферы профессиональной деятельности.
  • Проанализировать типичные ошибки и затруднения при выборе профессии.
Задачи:
  • Научить подростков выделять основные признаки профессии;
  • Научить подростков избегать ошибок, сопутствующих выбору профессии;
  • Научить оперировать основными понятиями профессионального самоопределения.
Оформление и оборудование: Презентация Power Point (Приложение 1), ручки, карандаши, схемы анализа профессии на каждую группу (Приложение 2).
Сценарий занятия
1. Вступительная беседа.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем классном часе. Пройдёт он у нас сегодня в виде группового занятия, поэтому я попрошу вас всех разделиться на 4 группы.
Тема нашего группового занятия: «Мы выбираем, нас выбирают» (Слайд 1, Приложение 1). Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?
(Ответы учащихся).
Сегодня разговор наш вновь будет о профессиональном самоопределении, процессе и результате самостоятельного и сознательного выбора профессии.
Посмотрите на экран (Слайд 2, Приложение 1). Каждой группе я предлагаю подумать над изречениями и через минуту высказать своё мнение.
«Все работы хороши, выбирай на вкус». В.В. Маяковский
«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека.
«Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы». Томас Карлейль.
«Всяк кузнец своего счастья». Народная пословица.
(Учащиеся в группе совещаются и через минуту проходит обсуждение данных высказываний).
2. Актуализация знаний.
В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило приносить пользу людям, обществу?
Жизнь человека – череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин – запеканку или пюре с котлетами). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. От него зависит успех в работе и карьерный рост.
Если выбор верный, то обучение профессии будет сплошным удовольствием. Однако. Выбирая себе профессию, человек должен заранее представлять себе её специфику и возможные трудности.
Выбор профессии, с одной стороны, - взгляд в будущее, а с другой стороны – взгляд внутрь себя: готов ли я к достижению цели?
Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным российским психологом Е.В. Климовым. Мы с вами эти факторы тоже знаем (Слайд 3, Приложение 1).
  1. Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен. Для выбора своей профессии необходимо познакомиться с множеством других. Информацию о профессиях, вас интересующих, можно получить из художественной литературы, газет, журналов, телепередач, кинофильмов, выставок, посещений различных учебных заведений, предприятий, учреждений, встреч с различными специалистами, с помощью сети Интернет.
  2. Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. При выборе профессии обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие, чем интересно заниматься. Необходимо уяснить для себя: вы любите заниматься только любимым делом или вам необходимо общение с людьми?
  3. Способности. Думаю, вы понимаете, что одного интереса к будущей профессии мало. Необходимы определённые способности. Способности – это такие свойства человека, которые являются необходимым условием достижения успехов в той или иной области. Для того, чтобы играть на скрипке, мало одной любви к музыке, необходим ещё и абсолютный музыкальный слух и т.д.
  4. Уровень притязания и самооценка. Это важный внутренний регулятор поведения человека, в том числе и в планировании карьеры. Например, девочка хочет стать актрисой, как бабушка. Но она не любит читать литературу и учить наизусть и т.д.
  5. Мнение родителей, семьи. Этот фактор тоже немаловажен. Обычно близкие люди принимают активное участие в нашем выборе. Порой им виднее со стороны, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.
  6. Мнение друзей, одноклассников. Не стоит выбирать учебное заведение по принципу: я хочу и далее учиться с другом. Прислушиваясь к советам друзей или родителей, важно помнить, что выбор профессии – это ваш и только ваш личный выбор.
  7. Мнение учителей и классного руководителя. При выборе профессии старшекласснику полезно учесть мнение учителей о его возможностях. Опытом и советом педагогов не стоит пренебрегать. Ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные способности. В школе работают психологи, они могут с помощью тестов и заданий определить ваши способности и склонности. Можно обратиться в центры профконсультаций, в центры занятости.
  8. ЛПП – личный профессиональный план. Это то, чего старшеклассник хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Самому себе ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности (психического, материального, физического плана). В целом выбор профессии считается оптимальным, если в составлении личного профессионального плана учтены все перечисленные факторы, а сам план включает как основной, так и запасные варианты.
Вспомните родительское собрание в 8 классе и классный час в 9 классе. Посмотрите на слайд 4 (Приложение 1). Какая фигура должна получится в идеале в этом круге?
К каким последствиям может привести неучёт тех или иных факторов?
(Ответы учащихся).
Что такое имидж? Поразмыслите над этим словом в течение 1 минуты. Напишите на карточке свои ассоциации, связанные с этим словом. (Слайд 5, Приложение 1)
(Учащиеся обсуждают, существует ли имидж у людей той или иной профессии, важно ли его иметь при устройстве на работу, соблюдать на работе).
3. Игра «Угадай профессию»
Цель в жизни имеют все люди. Любая цель может быть достижима только посредством труда. Перед каждым вырисовывается своя перспектива в жизни. Иначе ничто не оправдает наше существование. Мы крепнем духовно и физически по мере возвышения наших целей. И чем выше цель, чем чище и бескорыстнее становится человек, тем лучше он трудится.
Предлагаю игру «Угадай профессию» (Слайд 6, Приложение 1, Приложение 2).
Очень часто мы представляем себе какую-либо профессию, но конкретно рассказать об её особенностях не можем. Вот мы сейчас и узнаем особенности некоторых профессий.
Каждая группа получает таблицу. Задание группам: изучить таблицу; загадать профессию и закодировать её, т.е. проставить в каждой ячейке последней колонки нужную цифру, которая подходит к вашей профессии; по сигналу передать другой группе (по кругу). Группа, изучив, должна отгадать, какая же профессия закодирована. В качестве примера даётся профессия таксиста.
Учащиеся работают, звучит медленная музыка.
Теперь настало время узнать, какую профессию загадала каждая группа.
Вы хорошо потрудились. А мы продолжаем разговор о труде.
4. Обсуждение.
Труд в удовольствие – коварный миф. Труд есть прежде всего работа. Её суть раскрывается в таких понятиях, как трудно, трудный, трудности. Подлинный, а не мнимый труд не может быть идентичен игре, забаве. Он всегда требует больших затрат физическо...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.07.11 | Просмотров: 28

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!