Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Воспитание патриотизма в обучении географии


Автор(ы): Бавкум Людмила Александровна, учитель географии

“Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее знать”
Н.Н. Баранский
Патриотизм – любовь к Отчизне. (Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3., М.: ТЕРРА, 1995).
Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления патриотического воспитания молодежи. Большие возможности имеет физическая география России восьмого класса. Так, в учебнике по географии имеются сведения из истории географических открытий и современных исследований. Школьники узнают об отечественных путешественниках и исследователях С.Дежневе, С.Челюскине, В.Н.Татищеве, Г.Седове, Г. Невельском, Н.М.Пржевальском, В.Арсеньеве, Г.Ушакове, В.В.Докучаеве, А. И. Воейкове и других.
Нам под ответственность дана
И вся Земля, и вся страна, –
Страна возможностей гигантских,
Страна просторов океанских,
Страна Семёновых-Тян-Шанских,
Вернадских, Борзовых, Баранских,
Страна Воейковых, Шокальских,
Козловых, Бергов, Пржевальских,
Страна, в которой жить, друзья,
Плохим географам – нельзя!
(географ-поэт Ю.К. Ефремов, по инициативе которого именем Н. Н. Баранского был назван вулкан на Дальнем Востоке)
Учащиеся узнают, как необъятны просторы нашей Родины, как велики и разнообразны ее природные богатства.
Как велика моя страна.
Как широки ее просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы...
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.Н. Забила
При рассмотрении темы “Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов” можно использовать восторженные строки Ключевской сопке, которой посвятил писатель-географ Ю. К. Ефремов:
Как чеканка Ключевская!
Как обманчиво легка!
Светоносно колдовская,
Облучает облака.
Кто не тронут за живое
Этой стройностью крутой,
Лучевою, ключевою
Ключевскою чистотой?
Ночью – таинством шаманским
В небе пышущий костёр…
Днём – царицы Шемаханской
Разметавшийся шатёр!
Хороша тема “Питание, режим, расход, годовой сток и ледовый режим рек”. Здесь раскрываются вопросы: изменение режима рек при строительстве гидроэлектростанций. Например, реки Волги:
Старый Мазай разболтался в сарае:
В нашем болотистом, низменном крае.
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили.
Зайцы вот тоже, – их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, -
Нет! Еще мало! Бегут мужики
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?..
Н.А. Некрасов “Дедушка Мазай и зайцы”
Это стихотворение должно воспитывать “чувство сострадательной любви ко всему живому, ко всему имеющему право существования наряду с человеком” (А.П.Семенов-Тян-Шанский).
Правила рационального природопользования в отношении возобновимых природных ресурсов: животным, попавшим в беду в случае стихийного бедствия, следует помогать, чтобы они смогли выжить.
Огромные возможности имеет тема “Природное районирование”:
1. характеристика тайги:
Здесь нет земли. Пласты лесного праха
На целый метр. Коряжник. Бурелом;
Исчерчен воздух точно злая пряха
Суровой нитью вкось, насквозь, кругом
Его прошила – цепкой нитью прутьев,
Сучков, ветвей, скрепив их, как бичом;
Черномалинниками и плющом.
Как пробиваться? То плечом, то грудью
Кустарник рвать; то прыгать со ствола
На мёртвый ствол сквозь стебли копор-чая;
Ползти ползком, чудных жуков встречая, под сводами, где липкая смола;
Сорваться вниз, в колдобы, в ямы с гнилью,
В сыпучую древесную труху,
И, наконец, всё, уступив бессилью,
Упасть на пень в зеленоватом мху.
Д. Андреев
2. характеристика смешанного леса:
Люблю дорожкою лесною
Не зная сам куда, брести,
Двойной глубокой колеёю
Идёшь – и нет конца пути…
Кругом пестреет лес зелёный,
Уже румянит осень клёны,
А ельник зелен и тенист,
Осинник жёлтый бьёт тревогу,
Осыпался с берёзы лист
И, как ковёр, устлал дорогу.
Идёшь как будто по водам -
Нога шумит…а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет,
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные спят…
А.Н. Майков. Пейзаж
Хорошо бы показать здесь существующие в природе взаимосвязи. Лучше понять важность роли каждого компонента в природном комплексе помогает стихотворение Н. Жоголева “Берегите лес”:
Как всё взаимосвязано в природе,
Разумно и неразделимо!
Вот ландыши: они не в поле бродят,
А с тенью лип нерасторжимы,
И шелестом берёз зеленодымным,
И с колокольчиком лиловым,
И с флейтой иволги, и свистом соловьиным,
И с влажным воздухом медовым.
Срубите лес – и, как в безлунной бездне,
Всё-всё – до муравьиной кучи,
До ёжика, до светлячка – исчезнет.
Над пустошью лишь тени бросят тучи…
Храните лес, чтоб эхо в нём гудело,
Чтоб в ручеёк Алёнушка глядела!
3. характеристика степи:
Море с голой степью говорило:
“Это ты меня солончаками
И полынью горькой отравила,
Жарко дуя жёсткими песками!..”
<...> Отвечает степь морской пустыне:
“Не по мне ли, море, ты ходило,
Не по мне ли, в кипени и сини,
За волной волну свою катило?
Я ли виновата, что осталась,
В час, когда со мной ты расставалось,
Белой солью кипень снеговая,
Голубой полынью синь живая.
И.А. Бунин. Укоры
4. описание пустыни:
Змеи без воды прожить сумеют,
Их соседки ящерицы – тоже.
Суслик терпит без воды и ёжик,
Черепаху жажда не тревожит.
Лишь джейран, красавец длинноногий,
Он да серна – без питья ни шагу,
Под песком горячим землю роют –
Ищут притаившуюся влагу.
Воду за десятки вёрст учуют,
Ночью к ней поскачут, как на крыльях.
Снова в поисках воды кочуют,
Но изнемогают от бессилья.
К. Тангрыкулиев
Здесь хорошо видно как животные приспособились к условиям пустыни.
Раздел II. Крупные природные районы. Тема: Северный Кавказ.
Здесь обязательно нужно дать понятие лакколиты – горы с округлыми вершинами.
В толщу песчаников и сланцев по разрывам в земной коре проникла магма. В некоторых участках она приподняла верхние слои осадочных пород, но не прорвала их и под ними постепенно застыла. Лакколит – неудавшийся вулкан. Самый высокий из них – гора Бештау (1400 м). Вблизи этих гор выходят на поверхность целебные минеральные источники, связанные с трещинами и разрывами земной коры. Ещё в 1874 году французский инженер-гидротехник Ж. Франсуа писал: “В целой Европе не существует такого счастливого сочетания столь разнообразных ключей на сравнительно небольшом пространстве”. Среди множества кавказских мест особое положение занимает город Пятигорск. С этим городом связана деятельность М. Ю. Лермонтова. Целесообразно провести заочное путешествие по Лермонтовским местам в Пятигорске. На столах словарь-терминов:
Эолова арфа – в греческой мифологии арфа бога ветров Эола, издававшая нежные звуки при восходе солнца и легчайшем ветерке.
Грот – неглубокая пещера со сводчатым потолком и широким входом.
Диана – в римской мифологии богиня растительности, олицетворение...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.08.08 | Просмотров: 28

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!