Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Обобщающе-повторяющий урок по теме: Предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями


Автор(ы): Гильфанова Наталья Геннадьевна, завуч, учитель русского языка и литературы

Тип урока: повторение и обобщение.
Технология: уровневой дифференциации.
Класс: 8
Цели:
1) Повторить и обобщить изученные теоретические сведения по данной теме на уровне более широких обобщений.
2) Продолжить формирование умений:
  • интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и предложениями;
  • пользоваться в речи синонимичными вводными словами;
  • употреблять их как средство связи предложений.
3) Развитие логического мышления, умения анализировать, синтезировать, зрительной и вербальной памяти.
4) Воспитание личного интереса к чтению, осознанного интереса к изучению родного языка, вежливости.
Условные сокращения (Приложение 4):
О – нулевой уровень познавательной активности учащихся
О-А – относительно-активный уровень познавательной активности учащихся
И-А – исполнительно-активный уровень познавательной активности учащихся
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение познавательной цели урока.
1. Слово учителя.
Ребята, сегодня нам предстоит повторить и обобщить сведения по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями», выявить пробелы в ваших знаниях.
А так ли уж важно нам знать обращения, вводные слова? Или, может быть, не стоит нам на этом заострять внимание? Как вы думаете?
2. Чтение учащимися стихотворения А. Кушнера «Вводные слова» и вывод об их роли в нашей речи.
Вводные слова.
Возьмите вводные слова. Я слушаю с открытым ртом
От них кружится голова, И радуюсь всему подряд.
Они мешают суть сберечь Меня, как всех, не раз, не два
И замедляют нашу речь, Спасали вводные слова,
И все ж удобны потому, И чаще прочих среди них
Что выдают легко другим, Слова «во- первых», «во- вторых».
Как мы относимся к тому, Они, начав издалека,
О чем, смущаясь, говорим. Давали повод не спеша
Мне скажут «К счастью…» Собраться с мыслями, пока
И потом Не знаю, где была душа.
Пусть что угодно говорят,
Предполагаемый ответ учащихся.
Конечно, роль обращений и вводных слов в нашей речи велика. Вы сами в таком маленьком вступлении употребили одно обращение (ребята) и вводное слово (может быть). И я согласен с поэтом А. Кушнером.
Действительно, обращения и вводные слова иногда замедляют нашу речь, но, с другой стороны, помогают нам назвать того, к кому мы обращаемся с речью, выразить своё отношение к тому, о чём мы сообщаем, связать наши мысли. Следовательно, изучать и употреблять обращения и вводные слова в нашей речи необходимо.
III. Выполнение учащимися различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений.
О 1. Осложненное списывание с доски.
(По) вашему пути Сделать (по) вашему
(Во) вторых рядах (Во) вторых, решить задачу
Анализ языкового материала:
  • Какими частями речи являются одинаково звучащие слова в левой и правой колонке?
  • Какие из них могут быть вводными словами?
  • Какой вывод можно сделать о связи морфологии с синтаксисом? С орфографией?
  • Приведите примеры предложений с вводными словами и запишите их.
О-А 2. Зрительный диктант. ( У кого слабо развита зрительная память, могут
И-А выбрать для работы осложнённое списывание с последующей самопроверкой)
По моему суждению, пожар
  • Способствовал ей много к украшению.
  • Но все же морская ловля не может, по-моему, сравниться с речной.
- Как синтаксис связан с морфологией?
- Объяснить причину разного написания одинаково звучащих слов.
- Объяснить пунктуацию.
О 3. Выборочный диктант.
Задание. Выписать только предложения с вводными словами, расставить запятые.
  • Дай Джим на счастье лапу мне.
  • Может вместо зимы на полях
    Это лебеди сели на луг.
  • Что дремучий лес призадумался,
    Грустью темною затуманился?
  • Шуми, шуми с крутой вершины,
    Не умолкай поток седой.
  • Мы хозяина кажется утомили.
О-А 4. Конструирование предложений.
Задание. Введите в предложение синонимичные вводные слова.
К счастью, погода была тихая, и пруд словно заснул.
(по счастью, к радости, на счастье, на радость)
И-А 5. Диктант с изменением текста.
Задание. Перестройте предложения так, чтобы второе предложение, выражающее дополнительные пояснения, стало вводным.
  1. Эти стихи произвели на меня большое впечатление. Я прочитал их в журнале «Юность».
  2. Более ста шестидесяти лет назад ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.08.09 | Просмотров: 7

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!