Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Лингвостилистический анализ отрывков из поэм Хорошо В.Маяковского и Анна Снегина С.Есенина


Автор(ы): Зеленина Тамара Вячеславовна, учитель русского языка и литературы

Цели: Через сопоставительный лингвостилистический анализ данных отрывков
  • показать эстетическую функцию языка; разный стиль поэтов;
  • способствовать формированию патриотизма.
  • формирование умений лингвостилистического анализа текста в единстве содержания и формы (выяснить, как выбор языковых средств зависит от содержания);
  • развитие связной монологической речи в форме рассуждения - доказательства.
Результативность и эффективность данного занятия: обучающиеся на основе собственных наблюдений над текстами убеждаются в эстетической функции языка; приводят собственные аргументы на основе литературного и жизненного опыта для доказательства выдвинутого тезиса.
Актуальность данной разработки:
  • формирование у обучающихся ценностно-личностного отношения к литературе, истории, языку;
  • формирование навыков исследовательской работы.
Какими средствами достигаются цели урока: исследовательский (частично-поисковый) метод: наблюдение над языковым материалом; выявление определенных закономерностей, характерных для стиля В.Маяковского и С.Есенина; подбор собственных аргументов-доказательств для подтверждения тезиса.
ТСО: ноутбук, видеопроектор.
Ход урока
- Выразительное чтение отрывка, спроецированного на экран через видеопроектор.

За тучей Я
берегом землю
лежит эту
Америка. люблю.
Лежала, Можно
лакала забыть,
кофе, где и когда
какао. пузы растил
В лицо вам, и зобы,
толще но землю,
свиных причуд, с которой
круглей вдвоем голодал, -
ресторанных блюд, нельзя
из нищей никогда
нашей забыть.
земли 1927 г.
кричу:
1). Кто автор этих строк? Ответ обоснуйте.
(Необычное построение стиха - лесенкой - свидетельствует о принадлежности данных строк Вл. Маяковскому, отрывок взят из поэмы Хорошо).
2). Сформулируйте и прокомментируйте проблему текста.

(Проблема данного отрывка - проблема нравственного выбора, связанного с эмиграцией).
3). Что вы можете сказать об авторской позиции?
(Авторская позиция - позиция хрестоматийного Маяковского-агитатора горлана, главаря - четко сформулирована в следующем восклицательном предложении: Я землю эту люблю).
4). Определите стиль и тип речи данного текста.
(По стилю и типу речи отрывок представляет собой художественно-беллетристическое рассуждение-доказательство с элементами повествования и описания. Сформулировав тезис Я землю эту люблю, автор обосновывает его через аргумент Можно забыть, где и когда пузы растил и зобы, но землю, с которой вдвоем голодал, нельзя никогда забыть. Между тезисом и аргументом прослеживаются явные причинно-следственные отношения, рождающие в подтексте вопрос Почему я (лирический герой) люблю эту землю (нищую Россию), а следовательно, не могу выехать за ее пределы?. Этот вопрос в подтексте поднимает другую микротему - микротему патриотизма, которая закономерно рождает у читателя вопрос Можно ли, находясь в эмиграции, оставаться патриотом?. Вступление, представляющее собой, по сути дела, антитезу (противопоставляются богатая Америка и нищая Россия), ставит проблему, связанную с вынужденной эмиграцией (данная проблема в начале ХХ века была весьма актуальной для большевистской Росси); нацеливает на обсуждение важного вопроса, связанного с выбором нравственного характера. На данные вопросы Как поступить?, Что делать? автор дает конкретный, весьма однозначный ответ: ни при каких обстоятельствах нельзя покидать Россию; патриотизм может проявиться только на Родине).
5). Какие художественно-изобразительные средства использовал автор, чтобы выразить свою позицию?
(В соответствии с задачей убеждения, воздействия на воображаемого собеседника (читателя) автор использовал следующие художественно-изобразительные средства -
антитезу (противопоставление): сытой Америке противопоставляется нищая Россия 20-ых годов ХХ века; эмоционально-экспрессивную, оценочную лексику: толще свиных причуд, пузы растил и зобы; эпитеты: толще, круглей, из нищей нашей, эту; перифраз: с которой вдвоем голодал. Диалог автора с читателем логичен, убедителен - достигается это за счет следующих синтаксических конструкций: простых парцеллятивных предложений; нескольких рядов однородных членов; прямой речи, представляющей собой восклицательное предложение; сложноподчиненного предложения с придаточным определительным).
- Прослушаем отрывок из стихотворения другого поэта, современника В.Маяковского, о котором Владимир Владимирович сказал: Вы ж такое загибать умели, что другой на свете не умел - и попытаемся провести частичный сопоставительный анализ двух отрывков.
...

Вскрываю: читаю: Конечно! Я часто хожу на пристань
Откуда же больше и ждать! И, то ль на радость, то ль в страх,
И почерк такой беспечный, Гляжу средь судов все пристальней
И лондонская печать. На красный советский флаг.
Вы живы?.. Я очень рада: Теперь там достигли силы,
Я тоже, как вы, жива. Дорога моя ясна:
Так часто мне снится ограда Но вы мне по-прежнему милы,
Калитка и ваши слова. Как родина и как весна.
Теперь я от вас далёко: Январь 1925 г.
В России теперь апрель.
И синею заволокой
Покрыта береза и ель.
Сейчас вот, когда бумаге
Вверяю грусть моих слов,
Вы с мельником, может, на тяге
Подслушиваете тетеревов.
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.09.11 | Просмотров: 22

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!