Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Проект Современные дети и мир вымысла


Автор(ы): Старшова Наталья Вадимовна, учтель русского языка и литературы

Проект “Современные дети и мир вымысла”
Современная жизнь требует от человека исследовательских навыков и творческого мышления, без этого не обходится ни одна профессия. Поэтому сегодняшнее образование ставит перед педагогом цели и задачи, ориентированные не на усвоение знаний, а на формирование компетентности в различных областях жизни, в частности, умений видеть, формулировать проблему, составлять план действий, следовать этому плану в процессе решения проблемы и анализировать полученный результат. В многообразном пространстве новых педагогических технологий этим задачам как нельзя лучше отвечает метод проектов. Позитивность данного метода прежде всего в том, что ребенок из объекта образования становится субъектом, а учитель берет на себя функции консультанта, организующего самостоятельную работу учеников. Кроме того, в основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, их критического и творческого мышления.
Применение этого метода позволяет заинтересовать детей, по-новому организовать работу на уроках. Одним из таких проектов является представленный здесь проект по литературе “Современные дети и мир вымысла”.
Информация о проекте.
Класс: 5.
Время выполнения: 1 четверть.
Дидактические цели:
  • обобщить полученные знания по литературе (5 класс, раздел “Русские народные сказки”);
  • выяснить, есть ли место фантазии в нашей жизни;
  • выяснить, насколько сны и страхи человека связаны с его фантазией;
  • работать над развитием творческих способностей учеников.
Методические задачи:
  • работать над развитием навыков планирования своей деятельности и умения работать в команде;
  • научить школьников обрабатывать результаты анкетирования в виде диаграммы;
  • научить детей с помощью программы Power Point создавать презентации своих исследований.
Основополагающий вопрос: Куда уводит фантазия?
Проблемные вопросы:
  1. О чем мы мечтаем?
  2. Какова роль фантазии в науке?
  3. Какова роль фантазии в различных профессиях?
  4. Почему мы до сих пор читаем сказки?
  5. Откуда берутся сны?
(Список проблемных вопросов можно продолжить: Что такое магия? Чего и почему боятся люди?)
Самостоятельные исследования учащихся:
Интервью “Какова роль фантазии в различных профессиях?”
Анкета “О чем мы мечтаем?”
Наблюдения за своими снами и сопоставление их с тем, о чем думали за день.
Поиск в Интернете информации о магии, научных и религиозных гипотезах о возникновении мира
Опрос родных и знакомых “Чего вы боитесь больше всего?”
План проведения проекта:

Этап Деятельность учителя и учеников Время
1 Осознание проблемыФормулировка основополагающего вопроса
Выдвижение гипотез решения
Формулировка проблемных вопросов
Создание рабочих групп
1 неделя
2 Работа групп над своими гипотезами:
  • проведение анкетирования,
  • интервью,
  • поиск информации в Интернете и других источниках
(учитель консультирует группу или ученика индивидуально)
4 недели
3 Обсуждение результатов, формулирование выводов (учитель работает с каждой группой отдельно) 2 недели
4 Оформление результатов работы в виде презентации, диаграммы, информационного буклета 1 неделя
5 Защита группами результатов исследования, оценка работы групп (деятельность каждой группы обсуждается с классом) Итоговое анкетирование “Было ли мне интересно?” 1 неделя
Работы учителя.
Презентация проекта. (Приложение1)
Публикация учителя. (Приложение2)
Работы учеников.
Презентация “Какова роль фантазии в различных профессиях” (Приложение3)
Публикация “Откуда берутся сны?” (Приложение4)
В качестве отправной точки реализации проекта можно использовать обобщающий урок по русским народным сказкам “Что за прелесть эти сказки…” (Путешествие по волшебному миру) (программа для школ и классов с углубленным изучением литературы М.Б.Ладыгина, Н.А.Нефедовой, Т.Г.Трениной). (В процессе подготовки урока автор использовал, помимо всего прочего, материалы Фестиваля педагогических идей 2004-2005 г.)
План-конспект урока литературы в 5 классе “Что за прелесть эти сказки…”
(Путешествие по волшебному миру)
Цели:
  1. Завершить рассмотрение II урока волшебства; обобщить полученные знания по теории литературы (фольклор, жанры фольклора, средства экспрессивности, сказка как жанр фольклора, виды сказок); вспомнить прочитанные учениками народные сказки.
  2. Заинтересовать детей, подвести их к мысли о том, что сказка не просто развлекает, а учит людей.
  3. Продолжить формирование умений инсценировки эпизода произведения, навыков работы с художественными средствами (поиска в тексте, определения вида), навыков сравнительного анализа жанров, умений работы в группах.
Тип урока – урок-обобщение.
Оборудование: музыкальное сопровождение (песня “Как много в мире сказок”), кластер с однокоренными словами слова “сказка”, раздаточный материал с заданиями (Приложение5), детские рисунки “Наши любимые сказки”, изображения героев русских народных сказок.
На доске записана тема урока, нарисована дорога с препятствиями (волшебные помощники, выбранные командами, символизируют путь команд по этой дороге).

Ход урока

I. Организационный момент.
II. Вступление, создание атмосферы, целеполагание.
Звучит музыка (песня “Как много в мире сказок”), ученики в это время по командам заполняют титульный лист раздаточного материала. (Приложение5, лист1)
Учитель: Уроки литературы – необычные уроки, и учебник литературы тоже необычный. Из каких уроков он состоит?
(Из уроков волшебства)
Какой урок мы завершили? Чему он посвящен?
(II урок волшебства. Он посвящен устному народному творчеству)
Сегодня мы еще раз вспомним и обобщим изученное о фольклоре и его жанрах. Особое внимание мы уделим одному жанру. Как вы думаете, какому?
(Сказке)
Наш сегодняшний урок пройдет в необычной форме. Это связано с особенностями жанра сказки. Что нарисовано на доске? Какое отношение этот рисунок имеет к сказкам?
(На доске нарисована дорога, потому что герои многих сказок уходят из дома, отправляются в дорогу)
Зачем герои сказок отправляются в дорогу?
(По разным причинам: что-либо или кого-либо найти, исправить ошибку, выполнить чьё-либо поручение)
Мы сегодня тоже пройдем путь по волшебному миру народных сказок. Как и сказочным героям, путь нам будут преграждать препятствия, которые, я уверена, мы будем легко преодолевать сообща.
III. Изучение темы
1) Выбор волшебного помощника.
Во многих сказках герои, находясь в пути, вынуждены совершать подвиги для того, чтобы преодолевать преграды. Самостоятельно ли они это делают? Кто им помогает?

(Волшебные помощники)
Сейчас вы тоже выберете себе волшебных помощников, которые поведут свои команды по сказочному пути. Для этого необходимо ответить на вопросы.
Кому Иванушка-дурачок говорит:
. . .
Вещий каурка!
Стань передо мгой,
Как лист перед травой!
(Сивка-бурка)
Кто помогал сироте в сказке “Крошечка-Хаврошечка”?
(Коровушка)
Кто сначала съел коня Ивана-царевича, а потом помог ему добыть Жар-птицу, коня, Елену Прекрасную и оживил героя?
(Серый волк)
По чьему велению исполнялись все “хотения” Емели?
(Щуки)
Эта морская жительница из литературной сказки исполнила почти все желания жадной старухи.
(Золотая рыбка)
Итак, все волшебные помощники находятся в начале пути. Отправимся вместе с ними в дорогу.
2)Первое препятствие “Без знаний никуда!”
Соберите слова (Приложение5, лист 2)
Найдите слово, которое пришло к нам из английского языка и обозначает “устное народное творчество”
(фольклор)


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.10.02 | Просмотров: 71

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!