Главная / Методические материалы / Работа с родителями

Сад для детей и родителей (создание общности родителей в вальдорфском детском саду)


Автор(ы): Беляева Любовь Борисовна, воспитатель

«Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить?»
Л. Н. Толстой.
Есть такое прекрасное сравнение: маленький ребенок подобен зернышку, в котором уже содержится и стебель, и листочки, и цветы, и плоды. И для того, чтобы зерно развивалось в растение, нужны благоприятные условия. То же и для маленьких детей. Но создание благоприятного окружения для ребенка – задача не только воспитателей. Союзниками и единомышленниками «детских садовниц» в этом процессе становятся родители. Однако достичь этого можно только в том случае, если родители выбрали вальдорфскую педагогику как направление соответствующее их образу жизни и мировоззрению.
Важным аспектом в работе вальдорфского детского сада является взаимодействие с семьей. Вальдорфская педагогика исходит из понимания необходимости тесной связи общественного и семейного воспитания. Это диктуется уверенностью в том, что семья оказывает самое большое влияние на своих детей и является их первым педагогом.
Важно осознание родителями и педагогами единых целей, принципов и методов воспитания. Ребенок нуждается в одинаковом педагогическом подходе и в детском саду, и дома. Чтобы воспитание было успешным, воспитатели и родители не должны «тянуть» ребенка в разные стороны. Они должны рука об руку сопровождать ребенка в его развитии.
Родители и педагоги являют собой одно целое, объединенное интересами детей.
Задача воспитателей на первом этапе работы с родителями – предоставить им полную информацию и помочь принять обоснованное решение.
Сотрудничество с родителями начинается задолго до того дня, когда ребенок первый раз приходит в детский сад один, без близких ему людей. Вальдорфские группы всегда имеют детей разного возраста от 3 лет до 6-7 лет. Поэтому каждый год есть дети, которые уходят в школу и те, кто приходит в детский сад.
Уже в октябре – ноябре мы приглашаем родителей познакомиться с группой, с основными принципами работы и с воспитателями. Обычно это родители, которые имеют опыт общения с семьями наших воспитанников или выпускников. Последнее время приходят родители, чьим детям еще 1-2 года, но они уже сейчас серьезно задумываются о вопросах воспитания и спрашивают совета у педагогов.
«Я и раньше понимала, что настроение и состояние ребенка во многом определяются атмосферой и отношением к нему в семье. Но только после бесед с воспитателями я стала понимать, где именно я неправильно себя веду и что именно мне нужно изменить в своих отношениях с дочкой»- говорит Валерия Михайловна из группы «Подсолнухи» СПб.
В конце марта мы собираем заинтересованных родителей на общую встречу, где еще раз рассказываем об основных принципах вальдорфской педагогики, воспитатель отвечает на вопросы родителей о ритмах дня, недели, года, методах работы с детьми. На этой же встрече родителям дают заполнить анкеты с целью узнать побольше о развитии ребенка, начиная с беременности мамы и до настоящего момента.
Вот вопросы нашей анкеты:
  1. Фамилия, имя, дата рождения и его возраст на сентябрь.
  2. Ф. И. О. родителей и место работы.
  3. Домашний адрес и телефон.
  4. Состав семьи, имеет ли ребенок свою комнату.
  5. Как протекала беременность?
  6. Рождение. Были ли осложнения при родах?
  7. Кормление грудью. С какого месяца искусственное?
  8. Когда закрылся родничок?
  9. Когда сел?
  10. Ползал ли?
  11. Когда встал?
  12. Когда пошел?
  13. Когда прорезался первый зуб?
  14. Был ли лепет?
  15. Когда начал говорить слова, предложения?
  16. Ходил ли раньше в детский сад?
  17. Смотрит ли телевизор и сколько?
  18. Рассказывает ли взрослый сказку или историю перед сном, поет ли колыбельную?
  19. Как и в какое время засыпает?
  20. Играет ли дома?
  21. Есть ли свой уголок?
  22. Как ест – медленно, торопливо?
  23. Имеет ли вредные привычки (сосет палец, грызет ногти и др.)?
  24. Посещает ли какие-нибудь кружки?
  25. Были ли попытки обучения счету, чтению, письму?
  26. Какие детские болезни перенес (краснуха, корь и т.д.)?
  27. Диагноз невропатолога
  28. Ваша помощь в развитии группы (шитье игрушек, ксерокс, игра на музыкальных инструментах, пошив костюмов, работа по дереву, спонсорская помощь и др.)
  29. Слышали ли о вальдорфской педагогике и что именно?
Через 1 – 2 недели мы предлагаем прийти на собеседование тех, кто окончательно решает отдать своего ребенка в нашу группу. На встречу мы просим обязательно прийти обоих родителей, при желании приходят бабушки и дедушки. Во время этой встречи ребенок имеет возможность играть в группе или делать что-то с воспитателем. Второй педагог еще раз выясняет позиции родителей на воспитание ребенка. Сознательный выбор родителей очень важен для ребенка.
Общаясь с родителями, мы не перестаем повторять, что воспитание – процесс обоюдный. Мы воспитываем, а ребенок заставляет «воспитываться» нас.
Оказывается, что самовоспитание так многогранно… На родительских собраниях мы не только обсуждаем вопросы воспитания детей, но и поем, играем, лепим, рисуем.
А сколько творческих сил нужно приложить при подготовке к праздникам: сшить подарок своему ребенку, смастерить фонарик, сыграть роль в спектакле. Радостно видеть сияющие лица детей и родителей, которые сами становятся как дети. Да и сами родительские встречи – это что-то особенное. Вначале родителям приходит письмо – приглашение, написанное воспитателем и разрисованное ребенком. Это то, что немного дисциплинирует некоторых родителей.
Наши собрания – это теплая дружеская встреча. Родители знают, что их ждет любящий детей, уважающий их воспитатель, горячий чай и они не забывают принести что-нибудь к чаю. Это согревает нас не только физически, но и душевно. Когда все собираются, мы начинаем играть. Это могут быть социальные игры, например, игры на доверие:
1. Все стоят по кругу, а в центре человек с закрытыми глазами и немного поднимает левую руку. Начинает идти по кругу, а вокруг стоящие, поддерживая его за левую руку как будто передают его друг другу.
2. Необходимо три человека примерно одинакового роста и веса. Два стоят лицом друг к другу, третий между ними. Тот, кто между, падает вперед и назад, как маятник. Задача двух других не дать ему упасть.
После игр родители делятся своими впечатлениями.
Кроме социальных игр, также могут быть небольшие части из детской музыкально-ритмической игры. После такой подвижной части мы имеем часть теоретическую: рассказ воспитателя по определенной теме и обсуждение. Темы определяются из того, что хочет донести до родителей воспитатель и из конкретных вопросов родителей, например:
  • Детские рисунки.
  • Подражание и пример в детском саду.
  • Во что и как играют дети.
  • Значение ритма в жизни ребенка.
  • Воспитание детей в семье.
На каждой встрече рассказывается о предстоящих праздниках и решаются практические вопросы по их организации. После собрания родители могут говорить с воспитателем о своем ребенке.
Также это можно сделать и во время визита педагога в семью.
«Любовь Борисовна была у меня в гостях» - звучит гордо и таинственно. Дети очень рады таким визитам. В разговоре с родителями мы имеем возможность обсудить что-то интимное. Узнать, как играет ребенок дома, посмотреть игровой уголок, выяснить, какие сложности у родителей в воспи...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.10.06 | Просмотров: 31

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!