Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Лингвистический анализ текста


Автор(ы): Казакова Марина Геннадьевна

Цели и задачи:
  • обобщить сведения, необходимые для анализа текста;
  • закрепить умение выполнять лингвистический анализ текста; развивать навыки коллективной исследовательской и поисковой работы;
  • повторить различные виды орфограмм и пунктограмм;
  • воспитывать патриотизм, прививать интерес к предмету.
Оборудование: карточки с заданиями для групп, схемы, таблицы.
Эпиграфы: …самодеятельность доставляет ученику то наслаждение,
которое всегда связано с исканием мысли,…всегда бодрит,
поднимает энергию, создает независимость мышления,
прививает любовь к знанию.Н. К. Кульман
Святыни бывают различные, и различна их иерархия.
Но бесспорно среди них место Родины. У кого есть
настоящая Родина и чувство ее, тот не нищ.
Б. К. Зайцев
Ход урока
1. Вступительное слово учителя:
Начать сегодняшний урок мне хочется со слов профессора императорского женского педагогического института Н. К. Кульмана. (Читаем первый эпиграф).
- Как вы понимаете, что такое самодеятельность? (ответы учащихся).
Сегодня у вас будет возможность в полной мере проявить самодеятельность. Вы проведете небольшое исследование, успех которого будет зависеть от вклада каждого участника группы.
Работая сегодня с текстами, вы показываете свое умение работать в группе: решать вместе поставленную задачу и выходить на результат. А для этого нужно, напомню, быть предельно вежливыми и уметь выслушивать друг друга.
Оценивать работу каждого в группе будет консультант, а я оценю вашу грамотность и умение создавать мини-сочинение.
А теперь обратимся ко второму эпиграфу. (Читаем слова Б. К. Зайцева).
- Какая мысль заключается в этом высказывании? (Человек, который любит Родину, богат духовно).
2. Анализ текста № 1.
К теме Родины, патриотизма мы не раз обращались на уроках. Сегодня, проанализировав тексты разных авторов, вы попробуете ответить на вопрос :Из чего вырастает огромная любовь к Родине? Это будет вашим письменным домашним заданием.
Обратимся к тексту В.Пескова и, вместе проанализировав его, вспомним порядок лингвистического разбора.
(У каждой группы на столе лежат карточки с заданием к тексту. 1 группа: определить тему текста, 2 группа: определить стиль текста, доказать свою точку зрения, 3 группа: найти средства художественной выразительности, объяснить их роль в тексте).
Чтение текста учителем.
- Как вы считаете, как этот текст перекликается с эпиграфом к уроку, со словами Б.Зайцева?
(Примерный ответ: Б.Зайцев говорит о святости чувства любви к Родине. Песков размышляет, из чего вырастает это чувство).
- Какова тема этого текста?
(Примерный ответ 1 группы: Песков пишет о любви к Родине, к Отечеству. О любви, которая проявляется в сохранении памяти о прошлом. Основная мысль текста - это мысль о необходимости воспитывать любовь к Отечеству. А воспитание этой любви заключается в сохранении культурного наследия, в бережном отношении к нему).
- А теперь посмотрим, какие средства использует автор, чтобы донести эту мысль до читателя.
(Примерный ответ 2 группы: Это текст публицистический, т.к. в нем есть все признаки этого стиля. Здесь поставлена актуальная проблема воспитания патриотизма. В тексте употребляются книжные обороты (“древние зодчие”, “памятник мастерству”, “в совокупности с окружающим миром природы”, “домашний очаг”) и слова с отвлеченным значением (красота, строгость, отечество, декрет и др.). Чтобы придать тексту эмоциональность, автор использует риторический вопрос и риторическое восклицание. Много предложений с однородными членами, чтобы заострить внимание на проблеме. Также автор использует инверсии (“бережного отношения требует все”, “дела великие”), чтобы сделать логическое ударение на слова все, великие).
- Какой тип речи выбирает автор?
(Ответ 3 группы: рассуждение с элементами повествования. Автор, рассуждая о том, из чего вырастает любовь к Родине, рассказывает о себе, о своем приезде в Москву, о своих впечатлениях от встречи со столицей).
Свое чувство к родине, восхищение, любовь, тревогу можно передать по-разному. Мы увидели, как это сделал В. Песков, а, работая с текстом своей группы, вы посмотрите, как говорят о своей любви другие писатели.
3. Самостоятельная работа с текстом. (У каждой группы свой текст и план анализа).
1 группа. Текст В. Белова “Владимирские проселки”.
(Примерный ответ:
В этом тексте автор рассказывает о своих чувствах. Он хочет сказать, что любовь к родине, к ее природе – это чувство, которое не дает человеку стареть душой.
Стиль художественно-публицистический. Автор размышляет о том, какое воздействие оказывает на него родная природа, и то же время создает художественный образ родины.
Текст эмоциональный, образный. В. Белов использует восклицательные предложения, в тексте много метафор, эпитетов, сравнений (“синяя тугая вода”, “прохладная русалочья постель”, “умирают водяные круги”, “зеленая тишина”, “как хитрая лисичка”, “белые сказки моей земли” и др.). Они помогают автору создать сказочный образ родины. В последнем предложении используется предложение с однородными членами, чтобы показать тесную связь природы с крестьянским бытом.
Тип речи – рассуждение с элементами описания. В свои размышления автор включает описание природы родного края).
2 группа. Текст “Владимирские проселки”.
(Примерный ответ:
Автор текста размышляет о красоте русской природы. Поездка в кавказский ботанический сад заставила его задуматься о том, что красота родной природы не сравнима...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.10.06 | Просмотров: 5

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!