Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Литература, 6-й класс. Урок по теме Древнерусская литература. Русская летопись. Сказание о Кожемяке
Автор(ы): Зацепина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы
Тема урока: Древнерусская литература. Русская летопись. Повесть временных лет. «Сказание о Кожемяке». Цель урока: знакомство с письменной литературой Древней Руси и древнерусских летописей; раскрытие самобытности и патриотизма древнерусской литературы; осознание себя звеном в цепи поколений. Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайдовая презентация. ХОД УРОКА «Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». С.Лихачев 1 слайд (Приложение) – Начинаем знакомство с новым разделом литературы «Древнерусская литература». Поговорим о древнерусском летописании «Повесть временных лет». Познакомимся с отрывком из «Повести» «Сказание о Кожемяке». 2 слайд Цели урока: - знакомство с письменной литературой Древней Руси и древнерусской летописью, с первыми летописцами;
- раскрытие самобытности и патриотизма древнерусской литературы;
- осознаем себя звеном в цепи поколений.
3 слайд – Хочу обратиться к словам Дмитрия Сергеевича Лихачева – один из лучших знатоков древнерусской литературы в нашей стране, благодаря ему мы можем познакомиться со многими произведениями старины: его переводы древних произведений на современный язык точны, научны и понятны. «Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». – Как вы понимаете слова Лихачёва, что древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших предшественников? – Что такое гордость? Обратимся к толковому словарю. Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения. – Что значит – наполняет гордостью? – Чему учит? Почему? 4 слайд Проблема урока: – Перед нами стоит проблема: как строили многие поколения здание русской культуры в течение урока, работая с произведениями, мы должны решить эту проблему. 5 слайд – Но мы не можем продолжить работу, не познакомившись с основными литературными терминами, по теме урока. Откройте тетради, запишите тему урока, основные понятия. 6 слайд – Поработаем и разберёмся с каждым термином. Кто такой летописец? Летописец Пимен – это монах Чудова монастыря, живший во времена Бориса Годунова. Имя в истории и литературе. Пимен Никитич Орлов (1812 – 1863) – живописец, сын крестьянина Получив кое-какое знакомство с живописью у странствующего маляра, стал разъезжать по Малороссии и писать для помещиков образа и портреты, иногда красить крыши и полы; затем поступил вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств, где главным наставником его был К.Брюллов. В 1841 г. поселился в Риме, где составил себе репутацию прекрасного портретиста. Ещё большую известность он приобрёл своими картинами на сюжеты из итальянского народного быта, каковы: «Осенний праздник» (в Румянцевском музее), «Девушка, возвращающаяся с жатвы» и др. В 1857 г. Орлов, оставшийся до конца жизни в Италии, был возведён в звание академика. Монах Пимен – летописец, выведен А. С. Пушкиным в драме «Борис Годунов», с которым вы будете знакомиться в старших классах. Эта сцена происходит в келье Чудова монастыря в 1603 г. Таким увидел и услышал летописца Пимена Пушкин. – Давайте обратимся к эпиграфу «Исполнен долг, завещанный от Бога». – Как вы думаете, о каком долге идёт речь? Чтение учителем отрывка монолога учителем. – В чём видит Пимен свой долг? (Ведение записей летописи, усердный труд, «праведных сказаний», которые донесут потомкам историю Родины, и есть долг, завещанный от Бога.) Вывод: читая летопись, мы слышим живой голос далёких предков. Произведения прошлого разрушают преграды времени, и мы силой воображения можем представить себя участниками тех далёких событий, что и как происходило, ощутить аромат времени. В этом нам и помогают наши заботливые предки – летописцы, их огромный труд, тянущий нить истории из глубины веков в будущее. 7 слайд – Что такое летописание? Летопись? Древние книги изложили нам всемирную историю. В этой грандиозной всемирной истории надо было определить место русского народа, и тогда рождается жанр, которого не знала иная литература – летописание. Летописание началось на Руси в XI веке. Первым летописцем был монах Киево-Печёрской Лавры Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тмутаракань. В конце жизни Никон стал игуменом Киево-Печёрского монастыря. Тогда-то, видимо, он и трудился над летописью. 8 слайд: Нестор – В начале XII века монах того же монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» – одно из замечательных произведений русской литературы. Она представляла собою своеобразную историческую энциклопедию. Чтение учителем отрывка из летописи. 9 слайд: Сильвестр – До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Эта «Повесть» – плод творчества нескольких поколений летописцев. Ведь книгопечатание в те времена не было, книги переписывались от руки, доверялся этот труд избранным учёным – книжникам. При переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, а то и...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2018.10.07 | Просмотров: 50
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|