Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Тема урока: Устное народное творчество. Загадка. Литература. 3-й класс


Автор(ы): Поцелуева Любовь Александровна, учитель начальных классов

Тема : Устное народное творчество. Загадка.
Цель:
активизировать мыслительную деятельность учащихся,
развивать познавательный интерес,
расширять представления учащихся об устном народном творчестве,
познакомить учащихся с мифом,
способствовать развитию внимательности, наблюдательности.
Оборудование:
иллюстрации всех отгадок, карточки с новыми понятиями, корзина, овощи, большая ромашка, плакат с загадками на фоне ромашки, учебники " История Древнего Мира" – 6 класс, иллюстрации русалки, поднос, расшитое полотенце, костюм собаки; тексты загадок на изображениях различных фигур, прикрепленных к одежде бабушки Загадушки, плакат с определением загадки, импровизированный огород.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
Вы, наверное, заметили, что сегодня необычный день – день Загадки. На уроке математики были математические загадки, на уроке русского языка – орфографические загадки. Урок литературы мы полностью посвятим загадкам. Мы будем учиться правильно отгадывать загадки, попробуем составить свою, встретимся со сказочными персонажами, поможем девочке Маше и, наконец, сделаем вывод: что же такое загадка?
3. Сообщение учителя о загадках и мифах.
Человек начал создавать загадки в глубокой древности. И составление загадки, и ее разгадывание требовали пристального наблюдения над предметами, явлениями, действиями. Загадка развивала наблюдательность, мышление. Указывая на различные предметы, явления, действия, загадка не называла их однозначно: представления о мире " одевались" в художественную, образную форму. Поэтому и назначение загадки в разные времена было различным .
В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и желания, чтобы уберечь от " нечистой силы" свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда.(Наши далекие предки боялись" злых духов"," злого слова", " сглаза" и других опасностей, которые, как им казалось, подстерегали всюду. По их представлениям, наибольшей опасности подвергались люди честные, умные, положительные качества которых подчеркивались обычно их именами-характеристиками. В целях обмана " злых духов" и " нечистой силы" заботливые родители специально давали своим детям " плохие" имена: умных и красивых мальчиков называли Дураками и Уродами, честных и смелых- Негодяями и Трусами, желанных и дорогих сердцу – Нечаями. Им казалось, что " плохое" имя, как шапка-невидимка, прикроет их ребенка от опасности и "порчи". Следы таких " профилактических" имен сохранились до наших в основах современных русских фамилий типа Нечаевы, Дураковы, Негодяевы, Глуповы, Грязновы и в некоторых прозвищах сказочных героев, вроде Иванушки-дурачка)
К "тайной" речи прибегали охотники, рыболовы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, охотничьи места не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами или загадками. ( 2 ) ( 6 )
Загадка была не только "тайным языком". С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Загадка служила экзаменом, и это отражено в сказках, песнях, мифах. О сказках и песнях вы имеете представления, а вот о мифах...
У каждого народа есть свои предположения (легенды), которые рассказывают о происхождении человека, о богах, богатырях, совершавших великие подвиги во имя добра и справедливости. В этих сказаниях глубокой старины отразились представления древнего человека об окружавшем его мире, где все казалось ему загадочным, чудесным, непостижимым. Гром, смена дня и ночи. Люди не понимали, отчего это происходит и начинали фантазировать. Фантазия древнего человека в образах Богов оживляла силы природы. Особым богатством художественной фантазии отличаются сказания народа древней Греции, которые и называются мифами.
Я сказала, что загадка служила экзаменом. Так вот. В древнегреческом мифе, позже отраженном в драме Софокла "Царь Эдип" злое чудовище Сфинкс всем загадывает одну и ту же загадку: Кто утром ходит на четырех, в полдень на двух, вечером на трех? Не отгадавшего постигала смерть. Разгадал загадку только Эдип: утром на четырех – в младенчестве передвигается человек, днем на двух – ходит взрослый, вечером на трех – старец с костылем. В русских русалочных песнях юношам задаются вопросы: Что растет без кореньев? (камень) Что цветет без цвету? (папоротник)
Что бежит без повода? (вода) В сказках загадка нередко использовалась как сюжетный компонент для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а, порой, и саму жизнь. ( 1 )
– Кто из вас, ребята, может вспомнить такие сказки? (Р.н.с."Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что","Царевна, разрешающая загадки", "Вещий сон", "Мудрые ответы", "Солдатская загадка" и другие сказки из сборника "Русские народные сказки" в обработке А.Н.Афанасьева, 1982 г.) Вот одна из загадок: Явись верхом, а не на лошади; не голым и не одетым; ни с подарком, ни без подарочка. (Заяц, сеть, птица.) Отгадки обыгрываются.
В скандинавских и немецких сказаниях загадка, разгаданная путником, давала ему право на ночлег.
С течением времени, с развитием культуры "тайный" язык постепенно теряет свое значение, и загадка начинает использоваться как развлечение, игра, проведение досуга, при этом ее разгадывание все так же требует наблюдательности за действиями, явлениями, предметами и мышления.
4. Встреча с литературным персонажем.
Сегодня утром у входа в класс вас встречала бабушка Загадушка и загадывала всем одну и ту же загадку: Все меня толкают, а я никого не трогаю (дверь) и отггадавшего пропускала, предлагая при этом еще одну загадку взять с собой.
На одежде бабушки Загадушки были прикреплены следующие загадки:
(Приложение № 1)
5. Практикум по отгадыванию загадок.
Прежде чем приступить к отгадыванию своих загадок, давайте поучимся их отгадывать по памятке.
ПАМЯТКА.
  1. Выделите все признаки неизвестного объекта.
  2. Найдите связь между этими признаками.
  3. Сделайте вывод.
  4. Вот и отгадка.
Например:
Хлопотун Егорка взялся за уборку:
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся – чистый пол.
Анализ:
1. Хлопочет, убирается, пляшет по комнате, а потом чисто.
2. Пол чистый после того, как его помоют, подметут, пропылесосят. Егорка – он. Пылесос или веник. Более свободно "гуляет" по комнате веник.
3. Это веник.
А вот другая загадка:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.
Что надо искать? Цветок, но не обычный, а такой, который может вспорхнуть и улететь. Значит, цветок "летает". Каков он? У него четыре лепестка, они шевелятся. Это похоже на крылышки.
Отгадка: бабочка.
6. Чтение детьми своих загадок (Приложение № 1) и обосновывание ответов. (Приложение № 2)
7. Театрализованное представление "Волшебный огород".
Участвуют:
девочка Маша,
бабушка Загадушка (далее Б.З.),
песик Черный носик (далее П.Ч.Н.).
Огород: сидит Б.З., рядом с нею песик Черный носик. Неожиданно появляется Маша с корзинкой.
Маша: Здравствуйте, бабушка! Мне нужны для обеда разные овощи. Можно их взять в огороде?
П.Ч.Н.:Ав-ав-ав! Гав-гав-гав!
Б.З.: Мой огород богатый. Растут в нем и капуста, и морковь, и лук, и репка, и сладкий горошек, и зеленый огурчик. Только взять их нелегко. Хитрый волшебник спрятал их в загадки, назвал именами людей и посадил П.Ч.Н. стеречь огород. Кто отгадает эти загадки, того П.Ч.Н. в огород и пустит.
Маша:Что же мне делать? Я не умею отгадывать загадки.
Б.З.: А ты ребят попроси. Они смышленые, живо отгадают.
Маша: Ребята, вы мне поможете? (Дети с радостью соглашаются.)
Б.З.: Тогда слушай, девица-красавица, первую загадку. В моем огороде тоже есть красавица. Отгадай какая: Сидит девица в темнице, а коса на улице. Отгадай и все объясни, что это за девица, какая у нее темница и что у нее за коса.
Маша и дети: Это морковь. Темница- это земля, в которой находится корнеплод, а коса...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.10.07 | Просмотров: 14

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!