Главная / Методические материалы / Классное руководство

Классный час У войны не женское лицо


Автор(ы): Кобдолова Надежда Куркебаевна, учитель русского языка и литературы

Оформление
Плакат:
Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву и сотни раз во сне
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Оборудование:
  • Магнитофон, фотографии фронтовиков, вырезки из газет, выставка книг о войне.
  • Периодическая печать:
  • Газета «Чуйские зори» 2005г №45.
  • Газета «Звезда Алтая» 2004г №156
Подготовительная работа
  1. Подготовлены выступления учащихся о ветеранах Великой Отечественной войны.
  2. Проведена работа по отработке материала, опубликованного в газетах.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым!
Это надо живым!
Учитель: Эпиграфом к теме нашего классного часа я выбрала слова Р.Рождественского. Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «война».
Ответы: смерть, горе, голод, боль, страх, холод, кровь.
Учитель: Минуло 63 года с той поры, когда завершилась самая кровопролитная война. Вместе с Победой пришло избавление от самой страшной угрозы порабощения всех людей. Время неумолимо движется вперед. Уходят из жизни солдаты войны, спасшие нашу Родину от фашизма. Их остается все меньше и меньше. И мы должны помнить, какой ценой досталась нам это Победа. Это нужно всем живущим на земле, чтобы не зачерствели их сердца, чтобы потомки помнили подвиг своих предков.
Сегодня на классном часе мы узнаем, как война заставила женщин воевать.
Ученик 1. Женщина и война! Какие два несовместимых слова! Трудно представить, что как и мужчины, падали они на землю, прошитые автоматной очередью, гибли от осколков разорвавшихся снарядов, горели в самолетах и подбитых танках, выносили под обстрелом раненых с поля боя. Страшно! Но это было! И мы не вправе забыть это.
Еще вчера девчонки списывали контрольные, читали стихи, назначали свидания, а завтра… завтра была война.
Учитель: «Война – дело мужское». Это утверждение всегда принималось за аксиому, и разумеется, не случайно на всем протяжении человеческой истории война действительно была прерогативой мужчин. Но мы знаем, что с древних времен в обозах многих армий странствовали те, кого в XVII–XIX вв. Называли маркитантками. Вспомним великую героиню французского народа Жанну д’Арк. Не забыты народные героини 1812 года партизанка Василиса Кожина, кавалерист Надежда Дурова. О старостихе Василисе мы узнаем, читая роман «Война и мир», она уничтожила сотни французов. Когда кругом враг, который грабит и убивает, врывается в твой дом, угрожает старикам и детям – поневоле за вилы возьмешься. А она, хоть и женщина, но облеченная властью – старостиха. Это, конечно, не совсем обычное поведение крестьянки, воспитанной на патриархальных традициях. А Надежда Дурова – необыкновенная, загадочно-романтичная, непонятная, незаурядная натура, которая бросила вызов общепринятым нормам поведения своего круга и своей эпохи. В армию она ушла в 1806 году, когда французов под Москвой еще не было. Причем это замужняя женщина оставила семью: мужа, малолетнего сына.
Великий русский поэт А.С.Пушкин, публикуя в журнале «Современник» отрывок из ее записок, спрашивал в предисловии: «Какие причины заставили молодую девушку хорошей дворянской фамилии оставить отеческий дом, отречься от своего пола, принять на себя труды и обязанности, которые пугают и мужчин, явиться на поле сражений – и каких еще? Наполеоновских! Что побудило ее? Тайные семейные огорчения? Воспаленное воображение? Врожденная неукротимая склонность? Любовь? Конечно, догадки были самые разные споры продолжаются до сих пор. Нам известно, что современники воспринимали эту женщину как героиню».
Ученик 2. Но цивилизация не стоит на месте. Войны становятся все страшнее и кровопролитнее, и все больше женщин приобщаются к несвойственному их ремеслу. Мы не должны забывать, что при обороне Севастополя женщины собирали ядра и подавали их артиллеристам, работали женщины и в лазаретах. Прославилась своей отвагой медсестра Дарья, прозванная Севастопольской.
Ученик 3. Женщина с ружьем становится фактом русской истории. Вспомним еще один эпизод, когда женщина призывает защитить Россию. Это было время, когда мужчины целыми толпами дезертировали с фронта, женщины стали на защиту Отечества. Отважная женщина Мария Бочкарева создает батальон в мае 1917 года, когда «солдаты в эту великую войну устали и им нужно помочь… нравственно, т.е. женщины пошли на войну, когда мужчины оказались не на высоте, пошли, чтобы их «устыдить»
Ученик 4. Также интересна судьба Антонины Пальшиной, которая воевала у Буденного. Под мужским именем, в мужской одежде семнадцатилетняя крестьянка служила сначала в кавалерии, затем в пехоте, закончила войну в чине унтер-офицера, кавалером двух Георгиевский крестов и медалей.
Ученик 5. Мы узнали, что с началом Великой Отечественной войны сотни тысяч женщин устремились в армию, не желая отставать от мужчин, чувствуя, что способны на равнее с ними вынести все тягости воинской службы, а главное – утверждать за собой право на защиту Отечества. Так кто же они, эти девчонки, которые в 41-м году уходили с отступающими частями, осаждали военкоматы, всеми правдами и полудетскими неправдами прибавляя себе года, рвались на фронт?
Сами они вспоминают, что они были обыкновенными школьницами, студентками. Но в один день мир для них разделился на прошлое, то что было еще вчера – последний школьный звонок, новое платье к выпускному балу, каникулы, студенческая практика в сельской больнице или школе, первая любовь, мечты о будущем, – и на войну. Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии.
Ученик 6. Из нашего маленького сибирского села ушли на войну молодые девушки – комсомолки. Это Горбатова М.Е., Угрюмова Н.М., Каташева М.В. Спустя годы, женщины вспоминали, когда посмотришь на войну глазами женщин, то она кажется страшнее и страшнее.
Вернувшись с фронта, в кругу свих ровесниц они чувствовали себя намного старше, потому что смотрели на жизнь совсем другими глазами – глазами, видевшими смерть. Но война не отняла у этих женщин самого главного женского счастья – счастья материнства. Дети, внуки, правнуки благодарны им, что они отстояли мир. А ведь для многих женщин послевоенная жизнь была драматичной.
Учитель: Светлана Алексиевич писала в своей книге «У войны не женское лицо»: «Женщина сильнее ощущала в силу своих психологических и физиологических особенностей перегрузки войны – физические и моральные, она труднее переносила мужской быт войны».
То, что пришлось увидеть, пережить и д...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.10.08 | Просмотров: 5

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!