Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Урок географии


Автор(ы): Сергиенко Татьяна Андреевна, учитель географии

План конспект урока

  1. Тема урока “Географическая карта – один из основных методов и средств географического исследования”.
  2. Цели:
  1. Образовательные: формировать и углубить знания учащихся по выявлению особенностей границ природных зон, продолжать формирование умения анализировать карту, умения “предвидеть” возможные последствия факторов размещения городов.
  2. Развивающие: развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать.
  3. Воспитательные: воспитание у учащихся познавательного интереса, географической зоркости, стремления к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности.
  4. Психологические: учет возрастных и психологических возможностей учащихся данного возраста и сотрудничество “Учитель-ученик”.
  1. Оборудование урока: Физическая карта России. Федеральные округа. Природных зон, географические атласы 8-9 классов.
  2. Тип урока – комплексное применение знаний.
  3. Методы обучения: частично-поисковый исследовательский метод, (наблюдение – анализ – эвристическая беседа).
  4. Средства обучения: дидактический материал, карточки задания.

Структура урока

Эпиграф

Карта помогает изучать планету, она зовет в путешествие, исследование.
Н. Н. Баранский

I. Подготовка к изучению нового материала

Учитель:
Сегодня мы проведем не совсем обычный урок, посвященный -знанию географической карты, а это прежде всего – знание географических объектов на ней.
Здание классу:
1. Показать реку Волгу.
2. Найти города на этой реке.
Ответ учащихся: Города: Тверь, Ярославль, Казань, Самара, Волгоград, Астрахань.

П. Новый материал

Учитель:
Объясняет на примере г. Ярославля (смотреть атлас стр. 34).
Вопросы классу: Ребята, как вы думаете, какие факторы могут влиять на размещение этого города?
Ответ учащихся:
Это хорошие природные условия, здесь, проходит транспортная связь, выгодное географическое положение.
Задание: Используя данный план, рассказать о географическом положении города (по плану).
План
  1. Рельеф.
  2. Природные условия.
  3. Природные ресурсы.
  4. Промышленность.
  5. Транспорт.
  6. Вывод.
Ответ учащегося у карты: г. Ярославль равнинный рельеф, умеренно-холодная зима, теплое лето.
В городе развита нефтеперерабатывающая промышленность, производство синтетического каучука, и хлопчатобумажная промышленность.
Транспорт: проходят нефте– и газопроводы, ж/дорожный, речной, автомобильный, авиационный.
Город Ярославль имеет выгодное географическое положение.

III.

Практическая работа.

(По вариантам)
I вариант – река Обь.
II вариант – река Енисей.
III вариант – река Амур.
Учитель:
Найти на этих реках города и показать их.
Ответы учащихся:
I вариант

На реке Оби находятся города: Барнаул, Новоалтайск, Камень на Оби, Могочин, Колпашево, Нижневартовск, Сургут.
II вариант
Река Енисей
– города Минусинск, Абакан, Красноярск, Лесосибирск, Енисейск, Туруханск, Игарка, Дудинка.
III вариант

Река Амур – города: Благовещенск, Хабаровск, Амурск, Комсомольск на Амуре
Учитель: Охарактеризовать город по выбору учащихся по данному плану.
I вариант
Ответ учащихся:. г. Барнаул. Рельеф возвышенный, климат континентальный. Почвы плодородные. Развита химическая и хлопчатобумажная промышленность. Транспорт: речной, ж/дорожный, автомобильный, воздушный. Выгодное географическое положение.
II вариант
Ответ учащихся: г. Игарка. Рельеф холмистый. Климат резко континентальный. Имеется рыбный промысел. Морской порт для погрузки леса на морские суда. Ведутся работы по строительству автомобильных дорог, которые свяжут наш край с Западной Сибирью. Аэропорт является запасным для северных авиалиний.
Транспорт: водный, авиационный. Выгодное географическое положение.
III вариант
Ответ учащихся: г. Хабаровск
. Равнинный рельеф. Муссонный тип климата. Плодородные почвы. Развито машиностроение, легкая и пищевая промышленность.
Транспорт: речной, ж/дорожный, авиационный, автомобильный. Выгодное географическое положение.
Вывод учителя о выгодном географическом положении названых городов.

IV. Природные рубежи и размещение человечества. (Творческое задание по исследованию природных зон) Работа с контурными картами.

Учитель: Подписать города миллионеры и определить границу природных зон (раздаточный материал на каждой парте атласы 8-9 класс и контурные карты)
Задание:
  1. Найти на контурной карте города-миллионеры и подписать их.
  2. Соединить полученные точки.
  3. Назвать границу природных зон.
Приложение №1 (Рисунок 1)
Проверка:
Учитель:
Назвать границы природных зон, городов-миллионеров.
Ответ учащихся:
граница тайги, смешанного леса и степи.
Учитель:
Большая часть городов миллионеров России сформировалась на границах основных природных зон. На рубеже смешанного леса и степи лежат Самара, Уфа, Челябинск, Омск и Новосибирск. Вблизи рубежа смешанного леса и тайги или прямо на этом рубеже развились Нижний Новгород, Казань, Пермь, Екатеринбург, Санкт-Петербург – зона лиственных лесов.
Ростов на Дону – зона степи.
Москва – эта лесная царица,...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.10.08 | Просмотров: 3

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!