Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Байкал - величайшая загадка и неповторимое чудо света


Автор(ы): Мелентьева Людмила Викторовна, учитель географии

Цель:
  • приобщение обучающихся к поисково-исследовательской деятельности;
  • формирование начальных исследовательских умений, умений выделять главное в отобранном материале, обобщать полученную информацию, делать выводы.
Задачи:
1. Обучающие:
  • знакомство с основными приемами и методами поисково-исследовательской деятельности;
  • формирование умений самостоятельно добывать знания.
2. Воспитывающие:
  • воспитание любви к природе своей Родины как источнику эстетических, нравственных и патриотических чувств человека;
3. Развивающие:
  • развитие творческих способностей обучающихся посредством формирования их познавательных интересов, самостоятельности мышления, удовлетворения потребностей в познании окружающего мира и подготовки к свободному осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности.
Оборудование:
  • физическая карта России;
  • выставка литературы, освещающей тему;
  • подборка фотографий из личных архивов «В объективе – Байкал…».

1. Подготовительный этап.

За три – четыре недели до мероприятия обучающиеся распределяют между собой роли и задачи по подготовке пресс-конференции - подготовить ответы на вопросы, подобрать литературный материал, характеризующий особенности Байкала и оформить литературную выставку, подобрать фотоматериалы оформить фотовыставку.
1. Географ
  • Откуда произошло название озера Байкал?
  • Когда впервые был изображен Байкал на карте?
  • Какова средняя и максимальная глубина Байкала?
  • На какой высоте над уровнем океана расположено современное дно Байкала?
  • Где проходит береговая линия (черта) Байкала?
  • Сколько притоков у Байкала?
2. Геолог
  • Кто впервые высказал предположение о тектоническом происхождении Байкала?
  • Есть ли проявления глобальной тектоники на Байкале на современном этапе?
3. Геоморфолог
  • Каковы основные формы байкальского дна?
  • Что свидетельствует об особенностях формирования озерной котловины?
  • Почему многие берега на Байкале отвесны?
  • Какие внешние факторы оказывают особое воздействие на разрушение берегов озера?
  • Как воздействуют на внешний облик берегов озера волны?
  • Каковы особенности дна Байкал?
4. Геохимик
  • Углекислый газ и взвешенные частицы в водах Байкала
  • Каким образом кислород попадает в толщу воды?
  • Углекислый газ и взвешенные частицы в водах Байкала
5. Гидрометеоролог
  • Каковы особенности климата Байкала
  • Какие ветры оказывают влияние на климат Байкала?
  • Чем вызвано изменение уровня воды в озере?
  • Каковы особенности температурного режима воды в Байкале?
  • Каковы особенности ледового режима озера?
6. Гидрофизик
  • Как измеряется прозрачность воды?
  • Как измеряется плотность воды?
  • Какое влияние на Байкал оказывает солнечная радиация?
7. Гидробиолог
  • Зоогеографическая оценка фауны Байкала.
  • Чем характеризуются организмы, населяющие Байкал?
  • Времена года в толще вод Байкала.
  • Мир рыб Байкала.
8. Литератор
  • Подобрать литературный материал, характеризующий особенности Байкала и оформить литературную выставку.
9. Фоторепортер
  • Оформить фотовыставку, отражающую неповторимость Байкала.
10. Журналисты, корреспонденты (их роль выполняют все ученики класса, независимо от того имеют ли они другую роль).
Примечание: если в классе много учеников, то на одну роль назначается 2 и более человека.

2. Основной этап.

Конференция участников лимнологической экспедиции.
Уважаемые представители средств массовой информации!
Сегодняшняя пресс-конференция посвящена подведению итогов заочной экспедиции, проведенной секцией лимнологии школьной академии наук, с целью изучения особенностей уникального природного объекта – озера Байкала.
Лимнология (синоним озероведение) – это комплексная наука об озерах и водохранилищах. Она изучает взаимодействие протекающих в них физических, химических и биологических процессов, а также историю и эволюцию как самих водоемов, так животного и растительного мира. Лимнология – это наука, использующая для решения своих задач методы смежных наук – гидрологии, гидробиологии, гидрохимии, гидрофизики, геологии, климатологии, биологии и т.д.
Задачи лимнологии как науки сформулированы еще в 1936 году Г.Ю. Верещагиным:
Изучение природы озера как единого целого для установления протекающих в них количественных закономерностей процессов и явлений и их взаимной связи с окружающей средой для более полного освоения озерных фондов в различных отраслях хозяйства.
Лимнологические исследования на Байкале ведутся с 18-го века.
Сегодня результаты исследований на Байкале представляют: географ, геолог, геоморфол...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.10.09 | Просмотров: 3

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!