Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Интегрированный урок (литература + русский язык). Тема урока: Подвиг любви и долга


Автор(ы): Пьянова Надежда Васильевна, учитель русского языка и литературы

Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся.
Задачи:
  • познакомить с творчеством В. Закруткина;
  • формировать навыки интерпретации и анализа художественного текста;
  • подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ (А 29-31, В 1-8) и написанию сочинения–рассуждения;
  • воспитывать чувство любви и уважения к матери.
Оформление:
  • репродукции картин с изображением материнских ликов;
  • запись «Аве-Мария» и «Священная война»;
  • отрывок из текста с заданиями А 29-31, В 1-8.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня.
Л. Татьяничева.
I. Организационный момент.
Слово учителя: Наш урок посвящается женщине - матери – символу жизни и бессмертия рода человеческого.
Начало мира – это мать
И нашей родины начало
Она и меч,
Она и щит,
Она беду от нас отводит,
Она за поездом бежит,
Который на войну уходит.
Марк Лисянский.
Посмотрите на материнские лики – иконы, картины известных художников Леонардо да Винчи «Мона Лиза», «Сикстинская мадонна». На них запечатлена красота женщины-матери, восхищение ею. А сколько ей порой приходится пережить горя, перенести страдания, преодолеть страшные удары судьбы во имя жизни на любимой ею нелегкой земле. Жены и невесты декабристов М.Волконская, Е.Трубецкая, А.Муравьева, Н.Фонвизина, П.Анненкова отправились в Сибирь за своими любимыми. Они совершили подвиг любви и долга. Немалый вклад в победу в Великой Отечественной войне внесли женщины. Еще Некрасов писал о русской женщине:
В игре ее конный не словит,
В беде – не сробеет, - спасет,
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Именно о такой женщине рассказал в своей повести «Матерь человеческая» Виталий Закруткин.
Сообщение ученицы о В. Закруткине.
Звучит песня «Священная война».
II. Основная часть. Анализ текста.
Слово учителя: Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Так ворвалась война и в жизнь главной героини повести – простой русской женщины Марии.
Рассказ ученика о довоенной жизни Марии, о начале войны, гибели мужа и сына.
Учитель: В один миг жизнь потеряла для Марии всякий смысл, и она просит у бога лишь одного – смерти. И вдруг она понимает, что должна жить.
Что вернуло Марию к жизни?
Учащиеся: В ней заговорил голос еще нерожденной жизни. Долг матери, обязанной уберечь то живущее в ней, что связывало ее с погибшими Иваном и Васяткой.
Учитель: Легко ли было Марии начинать жизнь на пепелище?
Учащиеся: Трудно было Марии. Вcе еще стояли перед глазами муж и сын, всё еще не верилось, что не увидит их никогда, не услышит ласковых слов мужа, звонкий смех сына. Но нужно было жить ради него, идущего в мир. Ведь он хочет жить, любить, быть счастливым. Теперь ей было, для кого жить. Мария возвращается в сожженное село, спасает обездоленных, измученных войной детей.
Слово учителя: Мария оказалась одной из тех женщин-матерей, которая всех любит, жалеет, голубит, которая плачет, и терзается, и места себе не может найти, когда убивают ее родных мальчиков.
III. Чтение отрывка из повести со слов «Теперь, когда рядом с Марией лежал ребенок…» до слов «Если бы один из всадников, увидев бледнеющее лицо Марии, поспешно не соскочил с коня и подержал ее, она упала бы, теряя сознание…» и выполнение заданий к нему.
Рождение ребёнка Марии в таких неимоверно тяжёлых условиях, в тылу врага, ещё раз убеждают нас в том, что нельзя победить таких как Мария, её муж Иван и сын Васятка, политрук Слава.
А 29. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?
  1. 1;
  2. 7;
  3. 13;
  4. 12.
А 30. Определите стиль речи и тип текста.
  1. публицистический стиль; рассуждение;
  2. художественный стиль; повествование с элементами описания;
  3. разговорный стиль; повествование с элементами рассуждения;
  4. публицистический стиль; рассуждение с элементами описания.
А31. В каком значении употреблено в тексте слов Жалкие (предложение 15)?
  1. несчастные, беспомощные;
  2. трогательные;
  3. невзрачные;
  4. ничтожные.
Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.
  • В1. Укажите способ образования слова Поспешно (предложение 23).
  • В2. Из предложении 17-22 выпишите деепричастия.
  • В3. Из предложения 4 выпишите словосочетания со связью Управление.
Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.
  • В4. Среди предложении 12-16 найдите предложение с составным глагольным сказуемым. Напишите номер этого предложения.
  • В5. Среди предложении 8—14 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
  • В6. Найдите в тексте сложноподчинённое предложение с придаточным условным. Напишите номер этого предложения.
  • В7. Во втором абзаце найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора. Укажите номер этого предложения.
  • В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания А29-АЗ1, В1-В7. В этом фрагменте рассматрива...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.10.09 | Просмотров: 4

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!