Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Информационные технологии на уроках литературы (на примере урока Авторская песня)


Автор(ы): Овсянникова Татьяна Евдокимовна, учитель русского языка и литературы

Цели:
  • обучающие:
    • выявить связь авторской песни с литературным процессом и её роль в развитии музыкальной культуры страны;
    • познакомиться с творчеством и биографией Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Цоя, О. Митяева;
  • развивающая:развивать речь, эмоционально-чувственную сферу;
  • воспитывающая: способствовать воспитанию культуры и нравственности подрастающего поколения с помощью авторской песни.
Оборудование: портреты Окуджавы, Визбора, Цоя, Митяева; фотографии; аудиозаписи песен; видеофрагменты; сборники стихотворений, изданные учащимися; компьютер; проектор; экран; компьютерные презентации учащихся; тексты песен; гитары.
Методические приёмы: рассказ учителя; сообщения учащихся; прослушивание аудиозаписей, просмотр видеофрагментов, клипов и компьютерных презентаций; аналитическая беседа
ХОД УРОКА
На экране первый слайд: Урок-презентация: «Авторская песня»
Звучит шуточная песня «Что такое авторская песня?» под аккомпанемент гитары в исполнении Дм. Овсянникова.
1. Слово учителя
– Сегодня у нас не совсем обычный урок, а, как заявлено в теме, презентация.
Как вы понимаете значение этого слова? (Учащиеся отвечают)
После ответов на экране: Презентация (от латинского praesentatio) – представление, предъявление.
– А, прослушав песню в исполнении Димы, как бы вы сформулировали цель нашего сегодняшнего урока?
– Значит, цель нашего урока – представить авторов и их творчество, узнать, что такое авторская песня, её место в истории литературного процесса, выяснить, какую роль она играет в воспитании культуры и нравственности подрастающего поколения.
Авторскую песню относят к произведениям синкретического искусства, то есть это искусство, соединяющее в себе Слово и Музыку, заметьте, на первом месте – Слово, следовательно, предпочтение в авторской песне отдаётся стихам.
Что же такое авторская песня, когда возникла, причины её возникновения – об этом уже более серьёзно, нежели в песне Дмитрия, нам расскажут Оля Ткаченко и Юля Клокова .
2. Сообщение учащихся «Роль авторской песни в литературном процессе».
3. Вопросы к докладу:
– Что подразумевает название «авторская песня»? (Творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора.)
– Чем обусловлено появление авторской песни? (В годы «оттепели» появилась как противовес официальной советской песне.)
– Что составляет её главную притягательную силу? («Неформальность», дух романтики, дух свободы, простота мелодии и глубина смысла, заложенного в стихотворный текст.)
4. Звучит стихотворение Геннадия Васильева (читает Пинаева Настя)
Посвящено 10 туристскому фестивалю песни памяти Валерия Грушина:
Есть на свете такая страна
Без названья и без столицы,
Где негромкой гитары струна
Служит пропуском через границы.
В этой стране с незапамятных пор
Есть обычай – найдёшь ли чудесней?
В царстве рек, подземелий и гор
Петь свои самодельные песни.
Эти песни, бывает, грустят,
Эти песни, бывает, хохочут
Эти песни ошибки простят
Без намёков и мнимых пощёчин.
Им по праву отведена роль
Пробиваться сквозь штормы и бури,
Боль тупую и острую боль
Познавая «на собственной шкуре».
– Предлагаю совершить путешествие в страну, о которой говорится в прочитанном Настей стихотворении.
5. Реализация групповых домашних заданий
Учащимся было дано опережающее домашнее задание: подготовить презентацию с использованием специальных компьютерных программ, куда должен быть включён материал по биографии выбранного автора и его творчеству с включением фотографий, аудиозаписей, видеофрагментов; творческое задание: «Если бы вы были издателем, то какую книгу под названием «Избранное» вы бы издали?» (выбрать стихотворения, обосновать выбор, проанализировать одно из них); разучить и представить одну из песен выбранного автора под аккомпанемент гитары).
Материал просматривался предварительно учителем, а форма презентаций и последовательность преподнесения материала – произвольная по выбору групп учащихся.
  • 1-я группа – «Булат Окуджава» представляет свои слайды с аудио-и видеозаписью, во время показа идёт рассказ о жизни и творчестве, затем исполняет песню «Будьте добры». (Приложение 1)
  • 2-я группа – «Юрий Визбор» предлагает текстовое сопровождение, видеоматериалы и исполняет песню «Ты у меня одна». (Приложение 2 – данное приложение намного превышает возможный размер. За ссылкой можно обратится к автору статьи – прим. ред.).
  • 3-я группа – «Виктор Цо»й предлагает клип песни В. Цоя «Группа крови», затем видеоматериал группы по биографии Цоя с комментарием учащихся, исполняет песню «Звезда по имени Солнце». (Приложение 3 – данное приложение намного превышает возможный размер. За ссылкой можно обратится к автору статьи – прим. ред.).
  • 4-я группа – «Олег Митяев» рассказ об Олеге Митяеве и исполнение песни «Лето – это маленькая жизнь». (Приложение 4).
– Как вы думаете, есть ли будущее у авторской песни или сегодня она уже не интересна вашему поколению? (Безусловно есть! Она обращена к каждому, и она про каждого. Массовость проявилась в сформировавшемся стихийно целом движении авторской песни: проводились и проводятся слёты и фестивали, возникают клубы авторской, или самодеятельной, песни. Подтверждение тому – Грушинский фестиваль и клуб бардов в нашем городе.)
6. Реализация индивидуальных домашних заданий:
  • Грушинский фестиваль – Солёная Анна (Текстовый материал предложен в приложении и видеоматериал о фестивале)
  • Приложение 5 о фестивале. Мирнинский клуб бардов «Зелёная карета» –...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.10.10 | Просмотров: 4

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!