Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Урок внеклассного чтения по рассказу Н.Н. Куратовой Волшебный цветок


Автор(ы): Данилова Оксана Григорьевна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:
  1. Познакомить с коми писательницей Н.Н. Куратовой и её рассказом «Волшебный цветок» (Приложение1) из книги «Давайте знакомиться и дружить» [1].
  2. Помочь учащимся уяснить, как образно автор рассказывает о красоте и пользе удивительного растения – волчье лыко, почувствовать красоту и эмоциональность языка Н.Н. Куратовой. Поупражняться в выразительном чтении отдельных частей рассказа.
  3. Воспитать у ребят чувство любви к своему краю и ответственность за поведение во время похода, прогулок в лес.
Оформление: портрет Н.Н. Куратовой, рисунок цветка волчье лыко, выставка книг.
1. Вступительное слово учителя. Сегодня мы познакомимся с замечательной коми писательницей Ниной Никитичной Куратовой, её творческим путем и рассказом «Волшебный цветок» из книги «Давайте знакомиться и дружить». Мы увидим, как образно и трогательно Н.Н. Куратова рассказывает о красоте и полезности ничем не примечательного, но удивительного растения – волчье лыко. Почувствуем красочность и эмоциональность языка писательницы и, конечно, догадаемся, что она предупреждает нас о том, что нельзя никогда и нигде вредить природе. Все это мы сделаем через анализ рассказа и его выразительное чтение.
2. Выразительное чтение учителем стихотворения Н. Рыленкова «Все в тающей дымке». Это стихотворение звучит как эпиграф ко всему нашему уроку. Красоту природы нужно не только увидеть, но и сберечь.
3. Рассказ о писательнице. Н.Н. Куратова родилась 17 февраля 1930 года в селе Куратово Сысольского района Республики Коми в крестьянской семье. Детство ее совпало с войной. Рано осталась без родителей, вместе с сестренками воспитывалась у старенькой бабушки. Училась в школе, приходилось одновременно работать в колхозе или ночной няней в детском доме, воспитательницей. Работа с детьми увлекла будущую писательницу, она окончила Сыктывкарское педагогическое училище, работала воспитательницей в детских садах городов Ухта, Инта, Сыктывкар.
Пробовать перо Нина Куратова стала еще в школе, но к серьезной литературной работе обратилась значительно позже. В 1964 году в журнале «Войвыв кодзув» («Северная звезда») был напечатан ее первый рассказ «Аппассионата», получивший положительную оценку читателей и критики.
Перу писательницы принадлежат десятки рассказов, повестей, изданных в Сыктывкаре и в Москве. Герои ее книг – земляки, труженики коми сел. Для детей Н.Н. Куратова написала книги «Заячий гостинец», «Давайте дружить и знакомиться».
В 1978 году она принята в Союз писателей СССР. В 1980 году – удостоена звания «Заслуженный работник Коми АССР».
4. Краткий пересказ содержания рассказа учеником. (Ребята пошли в весенний лес. За ними увязалась Катя Чередова. Один из мальчиков увидел в лесу красный цветок и рассказал об этом ребятам. Катя решила сорвать цветок, но тот не поддавался, защищал свою жизнь и наказал девочку: обжег ей рот. Мальчики спасли Катю, напоив ее водой. А бабушки отругали, сказав, что волчье лыко – ядовитый цветок.)
5. Словарная работа.
Ошалеть – потерять соображение от испуга, удивления, одуреть.
Очаровать – произвести неотразимое впечатление.
6. Анализ рассказа через работу с текстом.
  • Почему ученики 5 класса решили пойти в поход, почему обрадовались прогулке? Чтение по ролям. Открываю заранее приготовленную на доске схему (сок, костер, зайчонок) (Рисунок1).
  • Почему ребята взяли с собой Катю Чередову? Прочитайте. («Если Катька пристанет, никто от нее не отобьется».)
  • А почему быстро усталость забылась? (Красота леса зачаровала: ручеек «бежал - журчал», рощица и сосновый бор поразили). Учитель читает: «Но когда очутились на лесной опушке…Я прямо ошалел…» (с. 84)
  • Чем занимались ребята? (Собирали хворост, валежник для костра, оглядывались и прислушивались.)
  • Что увидели, почувствовали? (Пружинит мох, из-под него талая вода, прошлогодняя брусника «горит крошечным огоньком», будто зовет: «Съешь меня».)
  • Какие чувства и от чего переполнили ребят? (Радость, восторг, удивление от простора, солнечного света и голосов птиц, ребята были очарованы красотой леса.)
  • Что удивило и остановило мальчика, почему? Найдите в тексте. («Алел какой-то цветок – хотя лежал под ёлочкой снег».) Мальчик посчитал, что этот цветок волшебный, коль он так рано зацвел, не дыша смотрел на это чудо.
  • Найдите описание цветка. («Прутик – черенок на полметра, а на верху соцветие из маленьких цветов».) Следующая схема.
  • Почему мальчик не посмел сорвать цветок? (Испугался, что цветок исчезнет как в сказке об аленьком цветочке.). Учитель. У мальчика была природная интуиция: не навредить растению, не погубить цветок. Так как он считал цветок волшебным.
  • Как отреагировали ребята, когда он рассказал о цветке? (Мальчики не поверили, что так рано расцвел цветок.)
  • А как поступила девочки? (Катя решила его сорвать. «Вцепилась зубами в упрямую веточку, но тут же взвизгнула и закружилась на месте».) Прочитаем, как через глаголы автор показала действия девочки (с. 86). Обратите внимание на синонимическ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.11.03 | Просмотров: 11

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!