Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Художественный текст, его образная природа. Способы художественного изображения, особенности читательского восприятия


Автор(ы): Рейнгольд Христина Борисовна, Учитель

Цели урока:
  • обучать учащихся глубокому вдумчивому чтению-сопереживанию произведения; пониманию основной его идеи через язык и эмоциональное восприятие содержания;
  • развивать умение определять авторские приёмы и средства выразительности и изобразительности языка произведения, способствующие более тонкому пониманию произведения;
  • развивать монологическую речь учащихся;
  • воспитывать любовь к ближнему, родине, природе.

План урока.

I. Организация класса.

*Проверка готовности детей к уроку.
*Эмоциональный настрой на урок.

II.Актуализация знаний.

1.Вступительная беседа.

– С творчеством, какого писателя мы знакомимся?
– Что вы запомнили из биографии этого человека?
– О чём мечтал К. Паустовский?
– Какое произведение К. Паустовского мы начали изучать?
– Кто главный герой произведения?
– Где живёт Варюша?
– С кем она живёт?
– Что мы осмелились предположить? Почему Варюша живёт с дедом Кузьмой?
(Девочке 8 – 10 лет, её родители на фронте или погибли; возможно, она сирота).
– В качестве домашнего задания, вам было предложено подготовить краткий пересказ прочитанных частей произведения. У вас на столе карточки с письменно выполненным домашним заданием.
– Предлагается работа в парах. Ваша задача: определить, какой из частей принадлежит краткий пересказ; соответствует ли его содержание; выдержаны ли требования к подготовке краткого пересказа? Если есть лишнее вычеркнуть, не хватает главного – добавить (устно).

(На доске план произведения. На работу отводится не более 3 – 5 минут).
– Проверяем.
(Дети зачитывают текст краткого пересказа, поясняют, что изменили /с обоснованием. Класс и учитель внимательно слушают, корректируют, оценивают).
Рисунок
– Какие чувства испытывала Варюша от потери колечка? Чем для неё явилась эта потеря? Почему?
(Сожаление, жалость, грусть, безысходность; трагедия; злилась на себя. Колечко – единственная надежда на выздоровление деда).
*Итог.
2.Сообщение темы и цели урока.
– Мы продолжаем работу над произведением К. Г. Паустовского “Стальное колечко”.
– Вас ждёт сегодня исследовательская работа:
1. Есть необходимость проверить: “Если верить в чудеса, то они сбываются”?! От кого или от чего это зависит?
2.В чём заключается “особый почерк автора”? Какое значение это имеет для читателя и произведения? Мы проследим за искусством слова писателя: как и с помощью чего автор доносит до читателя гласную идею произведения, каким образом пробуждает в читателе эмоциональный отклик, заставляет сопереживать главному герою.
3.Словарная работа.
*Цель.
*Задание: читаем слова с ударением, объясняем их значение выделенных слов.
(Слова на карточках – на доске. При необходимости, используется толковый словарь.)

_________________
1 Узкие, в виде иголок, листья у хвойных пород деревьев.
2Тяжёлый топор для колки дров.
3Изгородь (забор) вокруг всей деревни.
4Заросли лесного кустарника – орешника.
5Опавшие осенью листья.
6Невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен “избы”.
Свет от солнца на заре “эпитет”.
4.Чтение и разбор IV части.

*Цель.
*Чтение законченными отрывками (“Однажды утром… – мать – и – мачехи.”).
– Что пробудило Варюшу однажды утром?
– Зачем Сидор стучал по стеклу?
(ловил капельки)
– Как наступала весна?
(стремительно, быстро, неожиданно, в миг, не уследишь, как по мановению волшебной палочки, …)
– А в природе так же быстро все происходит?
(нет: день за днём, шаг за шагом, постепенно…)
– А где так может случиться?
(Лишь в сказке)
– Зачем автору нужна была эта стремительность?
– Как удалось автору описать наступление весны?
– Какие приемы использовал К. Паустовский для передачи наступления весны? Какие средства выразительности способствовали более яркому воспроизведению картины происходящего вокруг?
– С кем автор сравнил весну? (с молодой хозяйкой).
– А почему Паустовский выбрал именно это образное сравнение для весны?
(энергична, быстра, проворна, поворотлива, услужлива, всё успевает, работа “кипит” у неё в руках, …)
– А как Варя встретила весну? Какие чувства она испытывала?
– Как вы догадались, как почувствовали? Ведь в тексте нет этого описания?
(Всего одно предложение “ – Вот и весна! – сказала Варюша.” несёт на себе всю эмоциональную нагрузку…)
– Какое значение вложил автор в эти слова?
(наконец – то наступила, радость, дождалась, восторг, …)
– Как озаглавим эту часть?
(4. “Вот и весна!”)
4.Чтение и разбор V части.
(Дети читают законченными отрывками, со слов “Варюша нашла в лесу….” до “… Варюша так и уснула, не дождавшись.”)
*Цель.
*Задание на чтение:
проследить за действиями Вари и попытаться пронаблюдать за авторским приёмом, использованным автором.
– Забыла ли Варя о потере? Как вы узнали?
– Как “привел” автор героиню к месту потери?
– Почему нет описания дороги до этого места?
(Варя, как в сказке, мгновенно, оказалась вместе с весной у еловой ветки. “Варюша выглянула на улицу…”, описание весны и …!)
– Как удалось автору передать радость Вари, когда она нашла колечко?
– Как Паустовский показывает стремительность событий?
– Как нарастает эмоциональное действие с каждой минутой?
(Много глаголов, запятых, восклицательное предложение (авторский синтаксис)).
– Где кульминация? Как автор её передает?
(“…блеснул огонёк. Варюша вскрикнула и присела”).
– Почему именно так?
(от избытка чувств и нестерпимого счастья, охватившего девочку)
– Какова развязка? (Нашлось, целое и невредимое, …).
– Как автор “возвращает” домой свою героиню?
– Почему она “побежала”, а не “пошла”?
(Спешила проверить “сработало” ли колечко?)
– Как она поняла, что колечко “действует”? Какое чудо произошло?
(издали увидела…)
– Почему это чудо свершилось?
– По жанру это произведение чем является?
Только ли благодаря колечку выздоровел дед?
(нет, благодаря и Вариному доброму сердцу, её внимательному уходу за больным человеком, свежему воздуху и тёплому весеннему солнышку…)
– Это чудо касается только их двоих: Варю и деда Кузьму?
(нет, преобразился мир природы, надежда на перемены, ведь мы предположили, что идёт война…)
– Как озаглавим часть?
(5. Чудо свершилось! “Спасибо колечку!”)
4.Чтение и разбор VI части.
(Часть читает учитель под фонограмму: Э. Григ. “Утро”).
*Цель.
*Задание на чтение:
поставьте себя на место Вари, представьте, что происходит вокруг.
*Стр.17. ( Со слов: “Встала она рано…” и до слов “… запела у неё на сердце”).
– Почему Варя встала рано? Почему она одна идёт к лесу?
(Ей хотелось понаблюдать за пробуждением природы, …)
– Что она услышала?
(звон колокольчиков)
– А каждый ли человек способен услышать звон колокольчиков?
– А какой?
(Тот, у которого развитая, восприимчивая душа, которая может расцвести от красоту окружающего мира. Варя умеет слушать и слышать, смотреть и видеть то, что не каждый з...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.11.04 | Просмотров: 12

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!