Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Лирика Н.А. Заболоцкого (8-й класс)


Автор(ы): Маевская Ольга Станиславовна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:
  • Обучающая – применение имеющихся у учеников знаний принципов анализа стихотворного художественного произведения в единстве содержания и формы для выявления авторской позиции Н. А. Заболоцкого.
  • Развивающая – развитие умений анализировать, выделять главное, обосновывать свои суждения.
  • Воспитательная – формирование собственной нравственной позиции.
Единица содержания – нравственная позиция Н.А. Заболоцкого
Ход урока
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. А. Заболоцкий
- О каких мирах говорит поэт? (внешнем, вокруг нас, и внутреннем, внутри нас)
- Какой же мир творил в своей душе Заболоцкий? – на этот вопрос мы постараемся ответить сегодня на уроке.
“Некрасивая девочка”. Чтение учителем.
- На какие части можно разделить стихотворение?
- Каково содержание первой части?
- Как описывает Заболоцкий внешность девочки?
  • Какую роль в описании девочки играют слова “лягушонок”, “рубашонка”, “колечки”, “зубки”? Что в них общего? (выражают отношение автора, подчеркивают хрупкость, незащищенность девочки)
  • Найдите сравнение. Какова его роль? (возникают ассоциации с героиней сказки “Лягушка-царевна”, Василисой Прекрасной, превращенной в безобразную лягушку. Может, и девочка тоже заколдованная принцесса, а лягушачья шкурка только оболочка?)
  • В чем смысл следующей части стихотворения? Зачем автор рассказывает о ее приятелях?
  • Какие черты характера девочки проявляются в этом эпизоде? (отсутствие “зависти, умысла худого”, жизнелюбие, интерес к жизни, оптимизм умение разделить с другим его радость).
  • В каком значении употреблено слово “худой” в словосочетании “худая рубашонка” и “худой умысел”? (объяснение, о каком времени идет речь, почему такая радость от покупки велосипеда).
  • Что представляет собой последняя часть стихотворения? (размышления автора о судьбе девочки). Найдите повторяющиеся строки. В чем смысл повтора?
  • Во что же верит автор? Что значит “чистый пламень”, “переболит боль”, “перетопит камень”? Какой прием использует здесь автор? (метафора).
  • Что же, по мнению автора, даст девочке силу “переболеть боль”, что главное в ней? (“младенческая грация души”). Как вы понимаете эти строки? Запишем их в тетрадь.
  • В конце стихотворения автор задает вопрос. Дает ли он ответ на этот вопрос? (да, ответ на него уже дан всем содержанием стихотворения).
  • Почему такую красоту “обожествляют люди”? (это большая редкость, очень ценное качество).
  • Сам поэт обладал этим и качествами. Современники отмечали в нем “величайшую терпимость к людям, сдержанность, деликатность, благородство, кристальную честность- то, что входит в понятие “грация души”. Его стихи очищают и согревают душу читателя).
  • Согласны ли вы с мнением одного из современных критиков: “Красота – это огонь, который таится до поры до времени в некрасивой девочке. Но когда огонь проявится, внешность девочки преобразится. Она не будет казаться некрасивой…Красота там, где не огонь мерцает в сосуде, а мерцает и светится сам сосуд”? (А. Зорин, “Литература”, №14, 2001 год)
“Не позволяй душе лениться”. Читает подготовленный ученик.
  • К кому обращено это стихотворение? (Не только к читателям, но и к себе самому. Писал его уже смертельно больной человек, подводящий итоги своего жизненного пути и размышляющий об огромном смысле человеческого существования на земле).
  • В чем же заключается этот смысл для Заболоцкого? (В неустанном труде души). Как вы понимаете выражение “труд души”? (Воспитание в себе неравнодушия к страданию ближних, не примиряться с подлостью, несправедливостью, нечестностью). Запись в тетрадь: “Не позволяй душе лениться”.
Объяснение строк “Тащи с этапа на этап”. В письме из лагеря Заболоцкий писал: “Живая человеческая душа осталась единственно ценной”.
  • Почему автор считает труд души необходимостью? ( Ответ в предпоследней строфе: иначе ты перестанешь быть человеком, именно наличие души делает нас людьми. Чтоб не стать людьми с “холодными мертвыми лицами”, необходим этот постоянный, тяжелый внутренний труд).
  • - Какой прием лежит в основе стихотворения? (олицетворение).
  • Какие еще приемы использованы автором? (фразеологические обороты, повторы).
  • Какова роль последней строфы? (она является своеобразным итогом, заключением). Как построены две первые строфы? (на антитезе). Как ее понимать? (Душа – главное в человеке, растишь в себе душу, как ребенка, но рост этот возможен только путем неустанного труда, иначе душа умрет).
  • Сравните первую и последнюю строфы. Как называется такая композиция? (Кольцевая). В чем ее функция? (подч...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.11.05 | Просмотров: 13

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!