Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Как появились первые книги. Внеклассное занятие


Автор(ы): Барыкина Татьяна Сергеевна, учитель географии

Цель занятия: познакомить учащихся начальной школы с историей возникновения письменности и появлением книг, развивать воображение, воспитывать бережное отношение к книге, учить работать в команде.
Предварительная работа: перед началом внеклассного занятия разделить учащихся на две команды для выполнения заданий. Подготовить материал для заданий.
Чему перво-наперво учат ребят, пришедших в школу? Грамоте, конечно: учат читать и писать.
А когда-то давно никто не умел писать. Люди могли общаться, только разговаривая друг с другом. Все, что узнавал и изобретал человек, он хранил только в голове. Знания передавались устно. Это было чрезвычайно важное и трудное дело – не перервать нить знания, передать его от учителя к ученику, чтобы тот когда-то передал его своему ученику – и так далее, из поколения в поколение. И ведь не всегда это удавалось. Сколько секретов было утеряно безвозвратно, сколько раз людям приходилось учиться чему-то заново. Делать открытия, которые были когда-то сделаны.
Давайте вернемся на много веков назад – к началу человеческой цивилизации. Тогда еще никто не знал, что такое книга, что такое печать книг, издательство, типография, более того, даже письменности не существовало.
В древние времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи общественного опыта, информации о событиях и людях. История знает так называемые цивилизации без письменности, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть жрецами, законоведами, учителями, а на дальние расстояния посылались “живые письма” - гонцы.
Путешественники рассказывали о племенах аборигенов дальних стран, в которых старейшины примерно раз в году уводили подросших юношей в джунгли или в пустыню, и там, из уст в уста передавали им весь опыт племени, который должен быть усвоен. Правда, тогдашний опыт был еще примитивен, и первобытные педагоги для скорейшего запоминания сопровождали его усвоение ритмическими танцами и пением. Так было на протяжении сотен веков до того, как была изобретена первая книга. Если оглянуться назад, то станет понятно, что все народы так или иначе прошли период “устной книги”, прежде, чем стали фиксировать информацию на каком-либо материале. До этого в течение веков информация, а особенно поэмы, распространялись устно. Аэды и рапсоды – древние певцы, сказители, пели их наизусть на народных празднествах. Запоминать многотысячные строки было трудно, и первобытные сказители использовали ленточки и узелки, которые помогали им. У индейцев Южной Америки такая вещь называлась КИПУ – узелковое письмо. Для такого письма требовалась толстая веревка (палка) и разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке(палке) шнурок особым способом. Чем ближе к началу веревки узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь. Цвет тоже имел огромное значение:
  • Желтый – золото
  • Белый – серебро или мир
  • Черный – смерть
  • Зеленый – хлеб
Если узел не окрашен – число.
Чтобы прочитать такое письмо, нужно было обращать внимание на детали: толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом. Такое письмо было трудно прочитать, и часто смысл письма при прочтении становился совсем другим. (Приложение. Страница 1. Узелковое письмо. )
И сейчас, в нашей повседневной жизни, мы можем наблюдать отголоски узелкового письма. Например, светофор. Все знают – что белый флаг – это флаг, цвет перемирия, а черный цвет – это цвет траура.
По мере того, как расширялся кругозор древнего человека и усложнялась его деятельность, у памяти появлялись другие помощники: разного рода зарубки, заметы и, наконец, рисунки.
Каменные книги – считаются первой формой записи информации. Необходимость у людей делиться между собою знаниями привела древних людей к тому, что они стали делать небольшие рисунки на скалах. Это и получило название – каменные книги. Ученые находят в пещерах и на скалах изображения, сделанные рукой первобытного человека, отразившие его впечатления от окружающего мира, жизни, природы. Это зачатки природы, но одновременно и зачатки письменности. Здесь человек впервые выразил и изобразил свою мысль. (Приложение страница 2. Наскальные изображения. )
Вот пример толкования одного из древнейших рисунков (Изображение в пещере Пасьега. ). Слева вверху, по-видимому изображена внутренняя часть пещеры; две человеческих ступни справа рядом символизируют, вероятно, понятие “идти в пещеру”, а неизвестный знак в самом правом углу может означать или запрещение, или приглашение войти в пещеру. (Приложение страница 3. )
В наши дни, когда вы спешите, вы вдруг замечаете знак в кружке фигура, перечеркнутая наискосок. И вам без слов ясно, что здесь прохода нет. Это пиктография – рисуночное письмо, дошедшее до нас через многие века. Если мы посмотрим вокруг, то увидим множество примеров пиктографии. (Приложение страница 3. Знаки “Проход запрещен и т. д. ) Примером пиктографии также могут служить гербы государств.
Усложняющаяся жизнь непрерывно требовала новых решений. Часто изображения, как вы видели на примере рисунков из пещеры Пасьега, напоминают собой ребус, который порой нелегко разгадать, а многие до сих пор не удалось расшифровать.
Задание №1. Приложение страница 4. На этом рисунке запечатлен один из подвигов Тегумая Бобсулая. Попробуйте рассказать, что же произошло.
(Ранним утром Тегумай собрался на охоту. Он вышел из пещеры, а жена и маленькая дочь сопоровождали его. Тешумай и Таффи очень гордились своим охотником. Тегумай шел охотиться на большого зверя, поэтому свое любимое копье с черной ручкой оставил дома.
Тегумай шел по дороге и вдруг увидел огромного первобытного зверя – возможно, бизона. (Точнее сказать трудно, сами видите. Но зверь был большой. ) Закипел поединок, и Тегумай вышел победителем. Он очень обрадовался. А когда на помощь ему подоспели другие охотники племени, им оставалось только помочь Тегумаю донести зверя до дома. По случаю удачной охоты племя ликовало и устроило праздник. )
И вот, в какой-то момент люди сделали шаг, за которым открывалась дорога, прямо выводившая людей к современному письму. Знаками стали изображать не только предметы, но и звуки. В разных странах люди пришли к письму похожими путями, только выглядели изобретенные ими знаки по-разному.
В 1929 г. при раскопках погибшего в XIII в. до н. э. древнего города Угарит были найдены остатки клинописного алфавита, состоящего из 22 знаков, обозначающих отдельные буквы. Это самый ранний буквенный алфавит. Через многие поколения идея алфавита дошла до греков. Возник греческий алфавит ,родоначальник всех алфавитов мира.
Это уже стало огромным шагом на пути к появлению книг.
Переоценить привнесение письменности в славянское общество невозможно. Этот величайший вклад в нашу культуру был совершен святыми Кириллом и Мефодием. До Кирилла у славян, по видимому, существовала какая-то письменность, но этот вопрос очень спорный, так как до сих пор не был найден ни один славянский памятник письменности. В IX-XI веках кириллица состояла из 43 букв, позднее 14 из них исчезли, а 4 новых появились.
Задание №2. Прочитайте славянскую азбуку-кириллицу. Найдите среди этих букв 14, которые за тысячу лет ушли из нашего алфавита, подчеркните их. Сравните их с современным алфавитом. Какие новые буквы появились? Приложение страница 5 .
Когда мы хотим что-то написать, мы берем лист бумаги. Сегодня нам трудно представить, что когда-то ее не было совсем. Используемые для письма материалы принято делить на две группы: твердые и мягкие. К твердым, кроме камня, относятся кость, металл, керамика и дерево. Писали на всем, что попадалось под руку.
Книги были уже у шумеров, живших на Древнем Востоке. Книги эти состояли из глиняных табличек. “Страницы” были большими: 32 см на 32 см и 2,5 см толщиной. Настоящий плоский кирпич! Приходилось с собой носить по несколько таких страниц-кирпичей.
Показ одной из страниц, изготовленной из бумаги.
В древнем Египте в 3 тысячелетии до н. э. изобрели превосходный материал для письма – папирус. Так называлось растение, которое собиралось по берегам Нила. Его стебель легко расщепляется на волокнис...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.11.08 | Просмотров: 7

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!