Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Применение технологии критического мышления в преподавании истории и обществознания в средней школе


Автор(ы): Локтина Наталья Петровна

Использование технологии критического мышления позволяет посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело.
Предложенные проекты уроков разработаны на основе базовой модели урока в технологии критического мышления, были проведены в 8 классе средней общеобразовательной школы и позволили обеспечить хорошие результаты в освоении тем.
История России XIX века. 8 класс.
Тема урока: Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского.

Место урока в изучении темы: 3 урок в теме “Россия в первой половине XIX века” и в курсе истории России XIX века.
Цели урока:
Дидактическая цель:
создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
Цели по содержанию:
Образовательный аспект: создание условий для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I; выяснение причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране с неудачами этих начинаний.
Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа.
Воспитательный аспект: создание условий для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. Для работы на уроке формируются 4 группы по 5-6 человек. Расположение учащихся в классе должно быть комфортным, удобным для всех форм деятельности.
Оборудование:
1. Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XIX век. 8 класс.
2. Дополнительный материал “Александр I. Характеристика личности”.
3. Портреты Александра I и М.М. Сперанского.
3. Задания для групповой работы.
На доске, под портретом Александра I – эпиграфы урока:
“В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская”
Шведский дипломат Лагербильке.

“Он человек! Им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей”
А.С. Пушкин
1 этап урока - вызов.
В 1801 году русским царем стал Александр I, сын Павла I, вольно или невольно участвовавший в заговоре против отца, который закончился убийством Павла.
Он вступил на престол с ясными намерениями сделать страну счастливой. А вот что он понимал под этими словами – счастливая страна? Какие проблемы должны быть решены Александром, чтобы он мог эту цель реализовать?
Учащиеся сначала индивидуально, затем в парах, группах формулируют важнейшие проблемы России в виде кластера.
Итог работы – общеклассный кластер на доске. Среди выделенных целей царствования Александра обязательно прозвучат и такие, как:
- ликвидация последствий правления Павла I;
- отмена крепостного права;
- введение конституции;
- усовершенствование государственного аппарата, создание парламента;
- развитие образования в стране.
С первых же дней молодой император взялся за государственные дела. Планов – громадьё.
Еще в 1797 году он писал: “Когда же придет мой черед, тогда нужно будет трудиться над тем…, чтобы создать народное представительство, которое…составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы, и я… удалился бы в какой-нибудь уголок и жил бы там счастливый и довольный, видя процветание своего отечества. И наслаждался бы им”
А.С. Пушкин об этом времени говорил так: “Дней Александровых прекрасное начало”.
Что было осуществлено в ходе реформ, проведенных в 1801 – 1806 гг.?
Вновь организуется работа сначала индивидуально, затем в группе с материалами § 1. На доске появляется кластер № 2:
Преобразования Александра I в 1801 – 1806 годах.

Ликвидация последствий правления Павла I
Выполнено:
Возвращение репрессированных
Павлом I – проведена амнистия 12 тыс. чел.
Открыты границы.
Разрешено ввозить товары и книги из Западной Европы.
Восстановление Жалованных грамот дворянству и городам.
Решение “крестьянского” вопроса
Выполнено:
1803 г. – Указ о вольных хлебопашцах.
1808, 1809 гг. Указы, ограничивающие произвол помещиков: запрет продавать крестьян на ярмарках и пр.
1801 г – право недворян покупать землю.
Усовершенствование государственного строя России
Выполнено:
1802 г. – Сенат - высший судебный орган.
Созданы министерства
Проведена реформа государственной власти:
1802-1811 гг. – созданы министерства, заменявшие коллегии. Установлено единоначалие.
Сравните планы и их конкретную реализацию. Какой вывод напрашивается из данного сравнения?
Учащиеся делают вывод, что не удалось осуществить отмену крепостного права, введение конституции и парламента.
Возникает вопрос: почему царю, самодержцу российскому, не удалось осуществить задуманное? (Ситуация вызова состоялась, если учащиеся сами формулируют данный вопрос)
2 этап - осмысление

Сегодня на уроке мы попытаемся дать ответ на поставленный вопрос, проанализировав еще одну попытку царя провести реформы политического характера - ввести в России конституцию и парламент. Постараемся выяснить, почему так трудно шло осуществление реформ в России начала XIX века.
Первая попытка введения представительного органа в России связана с именем М.М. Сперанского.
Историческую справку – биографию М.М. Сперанского – сообщает один из учащихся.
Учащимся предлагается проанализировать планы Сперанского по реформированию сословного строя России и государственного управления.
Задания группам:
Группа №1

Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 18. Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России:
а) какие сословия должны были быть созданы по его проекту;
б) какие права получили бы эти сословия.
Подготовьте схему (на доске) и рассказ.
Группа №2
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 18. Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России.
2. Подготовьте и задайте группе №1 три вопроса по изменению положения сословий в России.
Группа №3

Ознакомьтесь с текстом учебника на стр.18. Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России:
а) организация государственной власти;
б) организация выборов.
Подготовьте схему (на доске) и рассказ.
Группа №4
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр.18. Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России.
Подготовьте и задайте группе № 3 три вопроса по данной теме.
Среди вопросов, подготовленных учащимися, прозвучал и такой: “Кого не устраивал предложенный вариант реформ?”.
В ходе рассуждений учащиеся делают вывод, что данный проект не устраивал дворянство, которое не хотело ни с кем делиться своими привилегиями.
Учитель обращает внимание учащихся на приведенный в учебнике (стр. 21) отрывок из воспоминаний Д.Н. Рунича:
“Даже самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут вверх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная еще, в чем состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг перед плебеями. Недовольство высшего сословия было всеобъемлющим”
В этих условиях многое зависит от личности царя. Почему Александр I не проявил политическую волю и не довел дело до конца?
Учитель предлагает познакомиться с характеристикой Александра. При чтении учащиеся используют маркировочные значки:
Знаю V новое знание + непонятно ?
Александр I: особенности характера.

Старший сын императора Павла Александр был человеком нового века. Во всяком случае, он живо интересовался идеями своего времени, примеряя их к российской действительности. Эти идеи являлись, с одной стороны, наследством его бабки Екатерины II, с другой – он впитывал их во время занятий со своим воспитателем Ф. Лагарпом. Учеба у знаменитого швейцарца заставила великого князя относиться к крепостничеству и грубому деспотизму с брезгливостью просвещенного европейца. Именно поэтому Александр I пытался бороться с ними на протяжении почти всего своего царствования. Правда, об истинных намерениях императора судить очень трудно, так как он с детства отличался великолепными актерскими способностями, замешанными на изрядном лицемерии.
Иного поведения от него трудно было и ожидать, поскольку с раннего возраста Александр вращался между Екатериной II, Павлом Петровичем и Лагарпом, нигде не смея быть самим собой, или так и не выбрав того, с кем он мог бы откровенно разговаривать. После воцарения отца он вынужден был лицемерить еще больше, делая вид, что полностью разделяет идеи и методы императора.
В заговор против Павла Александр был втянут обстоятельствами – подозрительность императора привела к тому, что его старшим сыновьям реально стала угрожать тюрьма или Сибирь. Больше всего Александра потрясло не убийство само по себе, а та легкость, с которой оно было совершено.
Именно с этих пор он ощущал себя свободным только вне столицы, а еще лучше – вне России.
Александр неплохо разбирался в людях, но видел в них лишь инструмент для достижения целей, поставленных им самим. Желание оставить свой след в истории, подозрительность, актерство, может быть и необходимые для политика, временами принимали у императора такие размеры, что отталкивали от него серьезных реформаторов. К тому же на протяжении всего царство...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.11.12 | Просмотров: 51

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!