Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Нулевые морфемы и их значения - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Нулевые морфемы и их значения


Автор(ы): Дуброва Надежда Владимировна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В настоящее время все реже мы слышим правильную и красивую речь. Многие литературные слова с легкостью заменяются разговорными. Дети испытывают затруднения в словесном оформлении своих мыслей, не задумываются над словами, которые произносят.
Прививать любовь к родному языку нужно в школе. Достичь этого можно, делая уроки “Русского языка” интересными и нестандартными. Изучение русского языка – богатейшая возможность для развития логического мышления, внимания, памяти учащихся. Работая со своими учениками, я не ограничиваю себя рамками школьной программы, а за счет резервных уроков изучаю темы, которых нет в учебнике. Результат: повышение интереса к изучению русского языка, развитие логического мышления и повышение уровня обученности учащихся.
Тема урока: Нулевые морфемы и их значение.
Цели:
1. расширить знания учащихся о морфемах русского языка;
2. совершенствовать умение проводить морфемный анализ слова;
3. развитие интереса к исследовательской работе и изучению русского языка.
Ход урока
Работа на уроке проходит коллективно и в группах.
1 этап урока. Повторение. Учащиеся отвечают на вопросы:
- Что такое морфемика?
- Что такое морфема?
- Какие морфемы вы знаете?
- Назовите значение и роль каждой морфемы.
2 этап урока. Коллективная работа.
Проводится морфемный анализ слова дом. Учащиеся выполняют задание в тетради. Затем происходит коллективный разбор.
(Слово дом – это имя существительное. Изменяем слово по падежам и числам и определяем, что в слове дом нулевое окончание. Основа слова – дом. Корень слова – дом-.)
Учитель: что значит нулевое окончание? Его просто нет?
(В слове дом морфема есть, у нее есть значение - единственное число, именительный падеж. Такое окончание называется нулевым.)
Учитель: Приведите примеры существительных с нулевыми окончаниями.
(слон, стул, кот, мебель, рукав, обрыв)
3 этап урока. Работа в группах.
Группы получают задание - провести морфемный анализ слова принес. После обсуждения в группах учащиеся на доске записывают результат анализа слов. Ответы учащихся могут быть такими:
принес - гл. (это глагол с нулевым окончанием, основа слова – принес , корень слова –нес-, приставка при-)
Учитель предлагает провести морфемный анализ слова принесла.
(Это глагол в форме прошедшего времени женского рода. Окончание слова-а. Показатель формы прошедшего времени- суффикс-л-, который в основу слова не входит, так как является формообразующим. Основа слова –принес-, корень – нес-.)
Учитель: чем похожи глаголы принес и принесла?
(Это глаголы прошедшего времени.)
Учитель: что является показателем формы прошедшего времени?
(Суффикс –л-. В слове принесла он есть.)
Учитель: а в слове принес?
(Он не выражен звуком.)
Учитель: это нулевой суффикс. В слове принес – нулевое окончание, нулевой суффикс, основа слова –принес-, корень- нес-, приставка- при-.
С помощью нулевого суффикса особенно часто образуются слова от глаголов: задира, подлиза, выход, проезд. Существительные женского рода, образованные от прилагательных с помощью нулевого суффикса часто встречаются в стихах.
Перекликаются в свободной выси птицы,
Встает туман, алеют небеса. (А. А. Блок)
Нулевой суффикс можно выделять, только если он имеет словообразовательное значение. Необходимы сразу 2 условия.
  1. У слова есть значение, которое в языке передается “обычными” суффиксами.
    Глубь- глубина, тишь- тишина.
  2. В языке есть однокоренное слово, более простое по форме и значению, которое является базовым для слов с нулевым суффиксом: тихий - тишь, зеленый – зелень, синий – синь.
4 этап урока. Физминутка.
Направлена на развитие умения проводить морфемный анализ слов. Если учитель называет слово, в котором есть приставка – дети приседают, если приставки в слове нет – дети хлопают в ладоши.
Слова: завтра, заехать, простор, прошел, натюрморт, написал, дорога, догнать, природа, пригород, учебник, уезжают.
5 этап урока. Работа в группах. Группы получают задание провести морфемный анализ слова вынуть. Группы представляют результаты своей работы.
Учитель: это глагол в неопределенной форме – инфинитив. Показатель инфинитива – ть. Основа слова выну -. –ну – суффикс глагола. Вы – приставка. А где...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.11.26 | Просмотров: 304

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340