Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Нулевые морфемы и их значения
Автор(ы): Дуброва Надежда Владимировна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В настоящее время все реже мы слышим правильную и красивую речь. Многие литературные слова с легкостью заменяются разговорными. Дети испытывают затруднения в словесном оформлении своих мыслей, не задумываются над словами, которые произносят. Прививать любовь к родному языку нужно в школе. Достичь этого можно, делая уроки “Русского языка” интересными и нестандартными. Изучение русского языка – богатейшая возможность для развития логического мышления, внимания, памяти учащихся. Работая со своими учениками, я не ограничиваю себя рамками школьной программы, а за счет резервных уроков изучаю темы, которых нет в учебнике. Результат: повышение интереса к изучению русского языка, развитие логического мышления и повышение уровня обученности учащихся. Тема урока: Нулевые морфемы и их значение. Цели: 1. расширить знания учащихся о морфемах русского языка; 2. совершенствовать умение проводить морфемный анализ слова; 3. развитие интереса к исследовательской работе и изучению русского языка. Ход урока Работа на уроке проходит коллективно и в группах. 1 этап урока. Повторение. Учащиеся отвечают на вопросы: - Что такое морфемика? - Что такое морфема? - Какие морфемы вы знаете? - Назовите значение и роль каждой морфемы. 2 этап урока. Коллективная работа. Проводится морфемный анализ слова дом. Учащиеся выполняют задание в тетради. Затем происходит коллективный разбор. (Слово дом – это имя существительное. Изменяем слово по падежам и числам и определяем, что в слове дом нулевое окончание. Основа слова – дом. Корень слова – дом-.) Учитель: что значит нулевое окончание? Его просто нет? (В слове дом морфема есть, у нее есть значение - единственное число, именительный падеж. Такое окончание называется нулевым.) Учитель: Приведите примеры существительных с нулевыми окончаниями. (слон, стул, кот, мебель, рукав, обрыв) 3 этап урока. Работа в группах. Группы получают задание - провести морфемный анализ слова принес. После обсуждения в группах учащиеся на доске записывают результат анализа слов. Ответы учащихся могут быть такими: принес - гл. (это глагол с нулевым окончанием, основа слова – принес , корень слова –нес-, приставка при-) Учитель предлагает провести морфемный анализ слова принесла. (Это глагол в форме прошедшего времени женского рода. Окончание слова-а. Показатель формы прошедшего времени- суффикс-л-, который в основу слова не входит, так как является формообразующим. Основа слова –принес-, корень – нес-.) Учитель: чем похожи глаголы принес и принесла? (Это глаголы прошедшего времени.) Учитель: что является показателем формы прошедшего времени? (Суффикс –л-. В слове принесла он есть.) Учитель: а в слове принес? (Он не выражен звуком.) Учитель: это нулевой суффикс. В слове принес – нулевое окончание, нулевой суффикс, основа слова –принес-, корень- нес-, приставка- при-. С помощью нулевого суффикса особенно часто образуются слова от глаголов: задира, подлиза, выход, проезд. Существительные женского рода, образованные от прилагательных с помощью нулевого суффикса часто встречаются в стихах. Перекликаются в свободной выси птицы, Встает туман, алеют небеса. (А. А. Блок) Нулевой суффикс можно выделять, только если он имеет словообразовательное значение. Необходимы сразу 2 условия. - У слова есть значение, которое в языке передается “обычными” суффиксами.
Глубь- глубина, тишь- тишина. - В языке есть однокоренное слово, более простое по форме и значению, которое является базовым для слов с нулевым суффиксом: тихий - тишь, зеленый – зелень, синий – синь.
4 этап урока. Физминутка. Направлена на развитие умения проводить морфемный анализ слов. Если учитель называет слово, в котором есть приставка – дети приседают, если приставки в слове нет – дети хлопают в ладоши. Слова: завтра, заехать, простор, прошел, натюрморт, написал, дорога, догнать, природа, пригород, учебник, уезжают. 5 этап урока. Работа в группах. Группы получают задание провести морфемный анализ слова вынуть. Группы представляют результаты своей работы. Учитель: это глагол в неопределенной форме – инфинитив. Показатель инфинитива – ть. Основа слова выну -. –ну – суффикс глагола. Вы – приставка. А где...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2018.11.26 | Просмотров: 304
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|