Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Вовлечение учащихся и учителей в процессы демократизации школы
Автор(ы): Рощина Ирина Алексеевна, учитель истории
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Мы рассматриваем школу в более широком социальном контексте как особую организацию, в которой должно осуществляться образование человека как гражданина, способного жить в демократическом обществе. Мы осознаем, что сегодняшняя жизнь во многом противоречит не только большинству демократических принципов, но и даже элементарным нравственным нормам. Тем не менее, в подобных условиях единственным путем приобретения опыта демократического поведения остается организация всех сторон школьной жизни на демократических ценностях и в демократических формах настолько, насколько это возможно в данных условиях. Демократия – это комплекс идеей и принципов, практические нормы и процедуры. Вовлечение учащихся и учителей в управление школой может проявляться в различных формах, например, в выдвижении своей кандидатуры на выборах, в информированности, обсуждении проблем, волнующих школу, посещении собраний и даже в выражении протеста, а также в создании норм и правил коллективной жизни Практика показывает, что ребенок, являющийся творцом норм, законов и правил общей жизни чаще становится их носителем и защитником, чем те, кто вынужден исполнять нормы, установленные другими, или нормы, существующие как традиции. В 2000 г. в нашей школе был создан Конституционный Совет, как орган добровольного объединения учащихся и учителей, который ставил цель – создать условия для формирования и развития системы школьного демократического пространства. В Конституционный Совет выбирают по два представителя от 6-11-х классов, на заседания Совета приглашаются классные руководители. Все заседания, а они проводятся не реже 1 раза в четверть являются открытыми: любой желающий может прийти и внести свои предложения, дополнения в разрабатываемые законопроекты. Действует принцип гласности: граждане школы всегда знают какие решения, кем и почему были приняты. Основная задача первого этапа (2000-2001г.) закрепить и гарантировать права и обязанности граждан школы. И здесь была проделана огромная работа по разработке, обсуждению и принятию Конституции школы. 10 декабря 2001 г. Конституция была принята на референдуме школы. Сама процедура проведения референдума обсуждалась и принималась на совместном заседании учителей и учащихся. Задача Второго этапа (2002 г.) – обозначить круг проблем, связанных с реализацией прав и свобод граждан школы. Чтобы реализовать эту задачу мы создали диагностическую службу школы, куда вошли 7 человек. Этот коллектив ребят, в основном это старшеклассники, регулярно проводят анкетирование, опросы на выявление проблем школы. Это дало основание внести поправки и дополнения в действующее школьное законодательство относительно прав и обязанностей учителей и учащихся. Третий этап 2003 г. – деятельность Конституционного Совета – формирование навыков правозащитной деятельности. В связи с этим на Конституционном Собрании мы приняли решение создать Правозащитный Комитет “Честь и достоинство”, разработали и утвердили Положение о выборах в данным Комитет, об организации работы. ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВОЗАЩИТНОМ КОМИТЕТЕ “ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО” 1. Общие положения. Правозащитный комитет “Честь и достоинство” - орган добровольного объединения учащихся и учителей. Состав – 18 человек: по 2 человека выбранных от каждой параллели 6-11-х классов и 6 учителей. 1.1.Основные цели. Главная цель – не наказание виновного, а разрешение конфликта, примирение, компромисс. Формирование высокого уровня правовой культуры. Толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, готовность к сотрудничеству. Приобретение опыта законотворчества и формирование понимания достоинства и чести. 1.1.1.Организация работы. 1. Правозащитный комитет рассматривает не преступления, а проступки и прежде всего те из них, которые нарушают права другого человека, а также законы, принятые всеми. 2. Оскорблением чести и достоинства можно считать: Моральное издевательство: а) нецензурная брань; б) подчёркивание физических недостатков; в) употребление оскорбительных кличек; г) дискриминация по национальным, половым, социальным признакам; д) умышленное доведение другого человека до стресса, срыва; е) сплетни и клевета. Применение физической силы: а) вымогательство; б) порча имущества; в) угроза, запугивание, шантаж; г) рукоприкладство – нанесение побоев, избиение; д) плохое отношение к животным и др. ПОРЯДОК РАБОТЫ 3. Правозащитный комитет: - Выслушивает стороны, обеспечивает их равноправие в процессе заседания, задает вопросы, каждый член комитета имеет право высказать свое мнение;
- Школьный орган правосудия работает открыто, если только потерпевшая сторона не попросит закрытого разбирательства;
- Решение заседания Правозащитного комитета доводится до сведения всех членов школьного сообщества;
- Состав комитета избирается путём прямого, равного, и тайного голосования; избираются те, за кого проголосовало большинство;
- В состав Правозащитного комитета входят и взрослые, но детей должно быть больше (хотя бы на одного человека);
- Деятельность комитета начинается с рассмотрения какого-либо одного вида проступка. По мере обретения опыта ему может предоставляться право рассматривать дела о нарушении школьных законов и Конституции;
- Вначале комитет рассматривает только личные обращения граждан школы; впоследствии может рассматривать проступки по собственной инициативе.
В этот Комитет вошли 18 человек: по 2 представителя 6-11-х классов и 6 учителей. По всем кандидатурам шло отдельное голосование и если кто-то был против, то кандидатура исключалась из списка. Мы приняли решение рассматривать прежде всего те проступки, которые нарушают права другого человека и законы, принятые всеми. Пока у Комитета нет опыта, он будет рассматривать только личные обращения граждан, впоследствии может рассматривать проступки по собственной инициативе. Пересмотр Конституции школы, критический анализ ряда положений осуществлялся на Педагогическом Совете с участием учителей и учащихся. Так появились дополнения к Конституции. Некоторые из них: - Сделать открытым образовательный процесс: обязательное объяснение учителем выставляемой оценки.
- Внести в раздел “Обязанности учащихся” пункт, обязывающий учащихся приходить в школу без опозданий.
<...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2018.12.01 | Просмотров: 228
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|