Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Мультимедийный урок кубановедения в 3-м классе по теме Разнообразие животного мира Краснодарского края
Автор(ы): Стадник Марина Владимировна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Тип урока: комбинированный, урок – виртуальное путешествие. Цель урока: формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края. Задачи: - расширение знаний о животных Краснодарского края; - формирование представления о ценности для человека мира животных; - углубление знаний о Красной книге Кубани; - воспитание бережного отношения, любви к природе своего края; - развитие познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации; - развитие речи учащихся. Необходимые ресурсы: компьютер; мультимедийный проектор; презентация PowerPoint к уроку; “Красная книга Краснодарского края”; плакаты “Защитим природу”. Источники информации: Литература Борисов В.И. Занимательное краеведение. Краснодарское книжное издательство, 2005. Волина В. Загадки от А до Я. Санкт-Петербург: Дидактика Плюс, 1997. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. М:Издательство “Книголюб”, 2005. Красная книга Краснодарского края. Краснодар, 1994. Паскевич Н.Я. Любимый уголок земли. Учебное пособие по развитию речи для учащихся 3-4 классов общеобразовательных учреждений. ОИПЦ “перспективы образования”. Краснодар, 2005. Плотников Г.К. Животный мир Кубани. Краснодарское книжное издательство, 2006. Мультимедийные диски CD “Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007”. CD “Библиотека звуковых эффектов”. Интернет-ресурсы Сайт Кавказского государственного природного биосферного заповедника http://www.kgpbz.ru/ Природа Кубани. Официальный сайт Департамента биоресурсов Краснодарского края. http://priroda.kubangov.ru/inf/photogal/section.php?SECTION_ID=149 Сайт сочинского филиала ООО “Утришский дельфинарий”. http://www.dolphinarium.sochi.ru/ ХОД УРОКА: I. Организационный момент. II. Проверка выполнения домашнего задания. Учащиеся показывают и комментируют свои рисунки по теме “Грибы Краснодарского края”, рассказывают дополнительную информацию о грибах и правилах сбора грибов. III. Сообщение темы и целей урока. - Ребята, разгадать тему сегодняшнего урока вам поможет игра. <Слайд 1> ИГРА “Четвёртый лишний” - Назовите лишний предмет в каждой группе, обоснуйте свой ответ. (Крыжовник, виноград, синица, малина. Лишняя синица, потому что синица – птица, всё остальное – ягоды. Лук, капуста, перец, божья коровка. Одуванчик, карп, ландыш, колокольчик. Кабан, берёза, сосна, дуб.) <Слайд 2> - Синица, кабан, карп, божья коровка. Как можно назвать их вместе, одним словом? (Животные). <Слайд 3> - Итак, тема урока: Разнообразие животного мира Краснодарского края. Как вы понимаете слово разнообразие? (Много разных животных.) IV. Подготовка к усвоению нового материала. <Слайд 4> - Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по нашему краю, виртуальное означает с помощью компьютера. Мы познакомимся с животным миром нашего края, будем выполнять интересные упражнения, поиграем. Могучие горы, Степные просторы, Приморского берега грань… Леса и поляны, Сады и лиманы – Всё это родная Кубань. Много животных бегает и ползает, плавает и летает в горах и степях, лесах, морях и реках нашего края. - Назовите, кто из животных умеет плавать (бегать, летать, ползать, прыгать)? V. Работа над новым материалом. <Слайд 5> Разнообразие животного мира Кубани. - Отправляемся в путешествие по нашему краю, а помогать нам будет карта, но не совсем обычная. Посмотрите на неё и скажите, чем она отличается от привычной? (На ней рисунки животных). Богат животный мир Кубани – Медведь и зубр, олень и лось. Когда б ходить в лесу пришлось, Увидел бы следы кабаньи. (Кронид Обойщиков) - Рассмотрите карту-схему и ответьте на вопросы: Какие животные живут в зоне степей Кубани? Кого из животных можно встретить в лесной зоне? Плавни, лиманы – кто живёт в этой среде? Каких животных можно назвать обитателями моря? ИГРА “Отгадай обитателей”. Работа в группах. (Каждой группе раздаётся листок с описанием животного, затем работа групп проверяется с помощью слайдов). - Прочтите описание обитателей разных зон Кубани отгадайте, о ком идёт речь. - Подумайте, что ещё вы можете добавить к описанию задуманного животного. Задание 1 группе “Отгадай обитателя гор”. Это мохнатый тяжеловес среди хищников. Это могучий, плотно сложенный зверь. Морда у него вытянута, как у собаки. Глаза и уши очень маленькие, зато когти огромные и являются очень страшным оружием. Хотя относится к хищникам, но с удовольствием ест различные злаки, корни, ягоды и орехи. Он обычно предпочитает избегать человека, но в случае опасности может смело атаковать. Убежать от него очень трудно. На короткой дистанции хищник может обогнать даже скаковую лошадь. (медведь) <Слайд 6> Задание 2 группе “Отгадай обитателя степей”. Это животное открытых просторов, степных раздолий. Днём они отдыхают, а в сумерках покидают лёжки и отправляются на длительные поиски корма. Летом питаются различными травами, а зимой корой лиственных деревьев. Врагов у них очень много. Поэтому все тело этих животных приспособлено к бегу. Передняя пара ног служит опорой для задних. Передвигаться шагом эти животные не способны. А их глаза не зря называют “косыми”, они видят не только вперед и в стороны, но даже и не много назад. (заяц) <Слайд7> Задание 3 группе “Отгадай обитателя морей”. То ли море держит грелки на животике больном? То ль ожившие тарелки в нём резвятся – кверху дном? То ли зонтики от солнца у подводных щеголей? То ли круглые оконца убежали с кораблей? Колыхаются волною, а на вид – вода водою. (медуза) <Слайд 8> Просмотр видео о медузе. Задание 4 группе “Отгадай обитателя лесов”. Они живут в наших лесах ещё со времён первобытных людей. У них очень большая голова и короткое туловище. У самцов огромные клыки, которые к старости закручиваются и, врезаясь в нижние челюсти, уже могут служить оружием. Эти животные всеядны. Они едят и траву, и побеги молодых деревьев, и жёлуди, а их любимое блюдо – земляные черви. (Кабан) <Слайд 9> Задание 5 группе “Отгадай обитателя морей”. Это не рыбы, а млекопитающие. Но они могут находиться под водой очень долго! Чтобы вдохнуть, поднимаются на поверхность. Они дышат через специальное отверстие на голове. Как и другие их родственники, “говорят” друг с другом. Их речь для нас звучит как щёлканье и тонкий писк. (Дельфин) <Слайд 10> <Слайд 11> Отгадай обитателей плавней и лиманов. - Каких водоплавающих птиц вы знаете? VI. Динамическая пауза. <Слайд 12> - Посмотрите внимательно на карту. Кто знает, что это за уголок природы нас приглашает в гости? <Слайд 13> - Сейчас мы перенесёмся в уголок природы, где много растений и животных живут под охраной человека - КАВКАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК. Кто может объяснить, что значит слово заповедник? Заповедник – территория, на которой постоянно охраняется природа: недра, почвы, растительность и животный мир. Кавказский заповедник, самый крупный в нашем крае, расположен в западной его части. - Великая природа… Она остаётся источником жизни, она главные духовные ресурсы человека. Мы с ней единый организм. Изумительные ландшафты, чистый горный воздух, минеральные источники, пение птиц дарят нам бесценное благо. А взамен человек обязан позаботиться о природе, чтобы сохранить её в здоровом, первозданном виде, поскольку на планете осталось немного таких мест. <Слайд 14> - Посмотрите, кто встречает нас в заповеднике. Назовите животных, что вы о них можете рассказать? <Слайд 15> - Из видов западноевропейской фауны на территории заповедника прижились, например, кавказский благородный олень. Ныне олени живут небольшими стадами и поодиночке. Летом они держатся в пределах субальпийских и альпийских лугов, а также в верхней части лесного пояса гор. Зимой олени находятся только в пределах широколиственных лесов, на малоснежных склонах. С наступлением весны они поднимаются выше в горы. На обширных пастбищах отдельных урочищ ежедневно можно наблюдать по 40–60 и более животных. Ещё одним из видов западноевропейской фауны на территории заповедника является житель дупел - лесная соня. Из типичных таёжных птиц - снегирь. Из средиземноморских представителей – выдра. <Слайд 16> Из копытных животных наиболее интересными и ценными являются зубробизоны и зубры. Они держатся стадами, зимой обитают в низкогорье, в пределах широколиственных лесов, а летом поднимаются вверх до альпийских лугов. Серны в горах Западного Кавказа еще в недалеком прошлом были самыми многочисленными копытными животными. В последнее время численность вида повсеместно сокращается. Из ряда урочищ серны исчезли совершенно. Сохранены и приумножены популяции горного козла и косули. Наиболее типичные обитатели скал и лугов высокогорья – туры. Они - здесь держатся во все сезоны года. Тур – самый многочисленный вид копытных заповедника; нередки встречи стад по 100–150 животных. Туры мало кочуют, отдельные стада могут держаться в определенных урочищах десятилетиями. <Слайд 17> Широко распространены лисы и...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2018.12.08 | Просмотров: 233
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|