Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Организация коррекционно-развивающего обучения в 1-м классе - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Организация коррекционно-развивающего обучения в 1-м классе


Автор(ы): Осадчая Валентина Валентиновна, -


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Главным в своей педагогической работе учителя коррекционных классов был поиск тех технологий, которые обеспечивали бы успешное развитие каждого ребёнка в соответствии c его способностями, возможностями и состоянием здоровья.
Под словом “творчество” я подразумеваю истинный его смысл,а не то искаженное понятие,вкладываемое традиционной педагогикой. “ Творчество-это деятельность, норождающая нечто качественно новое, отличающаяся неповторимостью и уникальностью”.
Вместо лозунга “Ты, ученик, обязан знать!” новая педагогика (гуманная, сотрудничества) несёт ученику радость познания мира, увлечённость открытиями. “Ты можешь учиться! К тебе непременно придёт успех!” - вот что внушалось мною ученикам. Конечный результат измерялся скоростью продвижения ученика к своему успеху, изменением личности на пути нравственного самосовершенствования.
В 2005 - 2006 учебном году был организован 1-г класс, просуществовавший один учебный год.
Он объединил детей с задержкой психического развития. Вот первоначальная характеристика учеников.
1. Познавательная сфера.
Отсутствие способности к сосредоточенности. Неумение даже на 3-5минут сконцентрировать волевые усилия. Не развита моторика. Полное равнодушие к собственным успехам.
Несоответствие требованиям , предъявляемым к дошкольникам. Бедный словарный запас. Трудности с выражением мысли-неумение строить предложения.
2.Сфера общения.
Агрессивность. Упрямство. Чрезмерная конфликтность. Подозрительность. Демонстративность. Обидчивость. Расторможенность и, наоборот, закомплексованность. Наличие невротических проявлений: плаксивость, заикание, навязчивые движения и др.
3.Физическое здоровье.
Повышенная утомляемость. Головные боли. Энурезы. Отит. Дисфункции.
4. Память.
В основном зрительно-слуховая, моторно-двигательная. Низкий и средний уровни.
5. Психическое здоровье.
Психика травмирована у всех учащихся. Состав класса - социальные сироты. Свой опыт работы я назвала “семейной народной педагогикой”. Класс для меня- в миниатюре семья. Ученики –мои дети, мои сотрудники. Всё делалось, чтобы каждый был заинтересован учением, имел успехи.
В работе были реализованы идеи свободной школы, основанные на сотрудничестве с детьми, учёных-исследователей: М. Монтессори “Организация учебного пространства для свободной работы детей”, Ш.Амонашвили “Психологическая поддержка и развитие шестилеток” при вхождении в школьный мир”, С. Соловейчика “Учение с Увлечением”, С. Лысенковой “Опережающее обучение”, В.В.Давыдов “Гуманизация начального образования”, Л.Н.Толстой развитие у ученика желания и умения учиться. Развитие мышления, воображения, сознания и личностных качеств.”
Из-за отсутствия материальной поддержки вложила собственные деньги для создания благоприятной семейной среды в игровое и учебное оборудование, необходимый материал, стипендии и другие виды поощрения, проведение экскурсий, посещение концертов и пр.
Ведущие методы управления детьми.
  1. Во всём обеспечивать успех, бесконечную поддержку и помощь.
  2. Хвалить от души.
  3. Безоговорочно верить и доверять.
  4. Договариваться, находить общее мнение.
  5. Искренне прощать.
Заповедь “Нет!”
  1. Не наказывать!
  2. Не сравнивать друг с другом.
  3. Не ставить в пример.
  4. Не выставлять на позор.
  5. Не укорять.
  6. Не жаловаться родителям.
  7. Не стоять над душой, не надзирать.
  8. Не оскорблять!
  9. Не приказывать. Не требовать ничего категорично.
За год достигнуто многое. Работа достигла эффекта благодаря поддержке детей логопедом школы Тамбовцевой Л.П. и психологом школы Коркуновой И.И. Было составленно расписание занятий с детьми на весь учебный год.
Велось наблюдение за изменением личностных качеств. Всё отмечалось в диагностических индивидуальных картах. Ориентиром была смоделлированная схема первоклассника.
Тамбовцевой Л. П. и психологом школы Коркуновой И.И. Было составлено расписание занятий с детьми на весь учебный год.
Велось наблюдение за изменением личностных качеств. Все отмечалось в диагностических индивидуальных картах. Ориентиром была смоделированная схема первоклассника. В конце 3 учебной четверти ученики аттестовались. Комиссия из штаба самоуправления, куда входила вожатая Халиманова О. А., библиотекарь КоханенкоТ. Д , отметила успехи, достигнутые за неполный учебный год: все дети выполнили требования программы, читали нужный объём текста, знали алфавит; считали числами до 100; отдельные ученики и до 1000; умели сравнивать числа, знали состав чисел до 10, решали простые задачи в 1 действие . Учитывая, что в силу своих возрастных психологических особенностей дети-семилетки не способны вполне к осознанной и целенаправленной учебной деятельности, самой главной формой была игра. Но цель, которая мною преследовалась, была стратегической: слить в процессе первого учебного года знания и умения с жизненными интересами детей. В основу фундамента личности лёг смысл радости и увлечённости познанием, открытием мира для себя. Правила игры не навязывались, а лишь предлагались. Дети имели право отвергнуть то, что им не нравилось. Трудно поначалу было ученикам признать жёсткие рамки урока.40 минут приходилось разбивать на фрагменты. Но постепенно дети привыкли к границам урока. Урок стал для детей привычной необходимостью. Постепенно усвоили расписание уроков, учебные дисциплины. Эффект достигался тогда, когда дети осознавали необходимость, что и как надо делать со своими желаниями и эмоциями. Перемены иногда были продолжением урока. Преобладали настольные игры, прогулка и игры на свежем воздухе. Любители книжек листами страницы детских журналов, которые выписывались специально для детей: “Весёлые картинки”, “Мурзилка”, “Трамвай”.
Для детей с задержкой психического развития свободное общение с учителем и соклассниками является одним из главных условий достижения высоких результатов. Дети на уроке шумели и разговаривали. И это не считалось нарушением диециплины.Вообще слово “дисциплина”, считаю я, относится скорее к педагогике авторитаризма, чем к гуманной, основанной на свободном уважении партнёров. Ученикам необходимо высказать своё мнение, надо было обсудить то, что они услышали, почувствовать радость от того, что они вместе. Но бывали моменты, когда возникала необходимость войти в тишину после возбуждения. Пришлось изобретать способы управления шумом и при необходимости его пресекать, пока поведение не стало осознанным и произвольным. По сигналу дети замолкали, понимая, что всем и учителю тишина необходима. Во-первых, это были наглядные таблицы то с изображением светофора (красный цвет – шума нет), то театральной маски (губы зажаты указательным пальцем), то табличка со словом “тишина”.Применялись жесты: знак рукой с поднятым вверх указательным пальцем, дирижерский жест двумя руками, иногда достаточно было закрыть глаза одной рукой.
Или хватало одной фразы: “Кто больше всех уважает учителя?” Иногда действовало волшебное слово “пожалуйста”- тихо становилось на нужный для объяснения момент. Мгновенный эффект давали сигнальные приборчики: губные гармошки, свистки, колокольчики и др.
Дети, приучившись слушать просьбу о тишине после сигнала, мгновенно реагировали на неё. Постепенно ученики убеждались, что шум вреден для здоровья и привыкали к слову, главному изо всех применяемых способов установления тишины. Со временем в нужных моментах они пускали в ход пословицы: “Глупый кричит – а умный молчит” и другие. Воздействие друг на друга и было признаком осознанного и необходимого всем порядка. Убеждена, что порядок, построенный на согласии, работает всегда. Дети сами требовали друг от друга тишины. Она была необходима для творческой работы. Ученики, которые в начале года были неуправляемыми, в конце – стали сознательными субъектами своей жизни. Переключаясь на паузы тишины, задумалась о рациональном использовании времени. Во время фразы “Мышки спрятались в норки” готовились к заданиям по развитию памяти, наблюдательности, отдельных навыков. Использовался звуковой ритмический стук на зону Брока. Это одна из игр на развитие речи, слухового внимания, координации движений, ориентации в пространстве. Таких игр в моём опыте набралось достаточно. Через игру детям легче поверить в свои силы, избавиться от переутомления. В конце года использовались учебные игры: путешествия по станциям: “Проверяйка”, “Размышляйка” , “Собирайка”, “Наблюдайка” , “Узнавайка” . др.
Из перечисленных станций на одном уроке использовались 2-3, в зависимости от темы и цели урока! Название станций крепились на листе бумаги или фланелеграфе. Убирались, как только станцию проезжали. На математике это были станции “Сосчитай-ка”, “Отвечай-ка”, “Повторяй-ка”, “Помогай-ка”, “Думай-ка”, “Соображай-ка”, “Знай-ка” и другие.
Уроки чтения были поначалу направлены на обучение технике слияния согласных с гласным после запоминания буквенных изображений. Дети совсем не умели читать, за исключением двух. При слабой памяти запомнить начертание печатной буквы, её письменного изображения, было невыразимо трудно.
Почти с нуля начали обучение чтению. Для детей с ЗПР характерно побуквенное или отрывистое чтение, “Такое чтение, -пишется в работе психолога М.Монтессори, - может сохраняться у отдельных детей до 2-го даже 3-го класса)”. Нашлось много способов ускорения, которые ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.12.27 | Просмотров: 328

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340