Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Элективный курс по литературе Погружаясь в глубину поэтического текста... (Развитие теоретико-литературных понятий) - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Элективный курс по литературе Погружаясь в глубину поэтического текста... (Развитие теоретико-литературных понятий)


Автор(ы): Горелышева Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по научно-методической работе


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Программа элективного курса «Постигая глубину поэтического текста…» (Развитие теоретико-литературных понятий. Обучение творческому письму) предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ; рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Цель курса:
- формирование умений творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы;
- развитие речи учащихся (умения строить высказывание, воспринимать семантику языковых единиц); развитие логического и образного мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст); развитие исследовательских навыков и творческих способностей.
- воспитание интереса к художественному слову.
Задачи курса:
  • формирование духовно богатой, высоконравственной творческой личности через приобщение учеников к глубине и красоте поэтических текстов русских поэтов 19-20 веков;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
  • формирование потребности в самостоятельном чтении и интерпретации поэтических текстов;
  • развитие устной и письменной речи учащихся в процессе обучения творческому письму;
  • развитие умения постигать содержание художественного произведения на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;
  • формирование навыка интерпретации теоретико-литературных понятий при анализе поэтического текста;
  • развитие умения создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения;
  • развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе - обучению творческому письму в процессе анализа художественного (поэтического) текста (в ходе работы с теоретико-литературными понятиями).
Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую для успешного овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов по литературе.
К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы рассчитан на несколько лет (с 5 по 9 кл.). Эпизодическая подача материала приводит к трудностям при анализе текстов и написании сочинений на литературоведческие темы. Поэтому необходимо научить школьников максимально полной интерпретации художественного текста и поддерживать их интерес к этому виду деятельности. Такие знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам в школе и вступительным в вузы гуманитарного направления.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по литературе и русскому языку; даёт школьникам возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области и реализовать их в процессе создания творческой письменной работы.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в девятом классе, поэтому данный курс может быть предложен как в общеобразовательном, так и в предпрофильном (гуманитарном) классе.
Предполагаемые результаты обучения: элективный курс закладывает основы филологического взгляда на художественный текст, обеспечивает понимание художественного текста и помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме. Данные навыки помогут воспитать читателей, способных к сопереживанию, разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове, помогут овладеть школьникам богатыми ресурсами родного языка и научиться интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.
К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
  1. Выявлять роль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях разных жанров.
  2. Определять, вычленять и оценивать структуру текста; самостоятельно анализировать тексты, показывая индивидуальность писателя.
  3. Идти при лингвистическом анализе от гипотезы идейно-тематического содержания к конкретному анализу языковых средств и снова возвращаться к высказанной гипотезе.
  4. При анализе произведения на различных языковых уровнях (лексическом, фонетическом, комплексном и др.) отмечать обусловленность авторского отбора тех или иных языковых средств.
  5. Владеть специальной терминологией словесности; работать со словарями разных видов.
  6. Видеть и анализировать стилистические возможности языковых средств, средства художественной изобразительности.
  7. Понимать композицию как систему динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве.
  8. Уметь интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.
  9. Анализировать форму и содержание исходного текста, ориентируясь на творческие задания к нему.
  10. Создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения.
Программа элективного курса включает в себя:
  • пояснительную записку;
  • требования к уровню освоения содержания курса;
  • тематический план курса;
  • формы контроля по освоению ЭК;
  • учебно-методическое обеспечение курса (список литературы для учащихся; список литературы для учителя; список стихотворений для анализа на занятиях);
  • словарь теоретико-литературных терминов (с примерами);
  • дидактические материалы к элективному курсу (примерные вопросы и задания для освоения содержания ЭК и овладения теоретико-литературными понятиями);
  • планы анализа поэтического текста; алгоритмы анализа поэтического текста (лексико-семантический; лингвостилистический; анализ стихотворения в контексте творчества автора, в контексте национального литературного процесса, в контексте мирового литературного процесса);
  • образец примерного ответа на вопрос по теории литературы в форме творческого письма;
  • образец карточки-задания к «Творческой лаборатории»
Требования к уровню освоения содержания курса
На занятиях данного элективного курса предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: творческие мастерские, лабораторные занятия, практикумы, уроки-размышления, уроки-семинары, диалог с текстом, цветовой эксперимент, погружение в текст и другие.
Практика показывает, что с большей пользой проходят уроки общения, на которых учащиеся высказывают свою точку зрения, спорят, доказывают, и творческие мастерские, где ребята могут попробовать себя в роли исследователя и творца. На таких занятиях каждый ученик может побывать в роли учителя и ученика и оценить свой опыт и ответ одноклассника.
В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. В свою очередь, учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения изученного материала.
Формой итогового контроля может стать обучающая самостоятельная работа, собеседование, творческая работа или защита проекта учащегося по теме курса.
Тематический план курса (34 часа)
№ п/п
Темы занятий
Количество часов
Форма занятий
1.
Художественное произведение - особый, законченный в себе мир
I ч
Лекция
2.
Интерпретация текста. Восприятие, истолкование, оценка.Алгоритм анализа поэтического текста.
Лексико-семантический анализ.
Лингвостилистический анализ.
Анализ стихотворения в контексте
  • творчества самого автора;
  • национального литературного процесса;
  • мирового литературного процесса.


1 ч
1 ч
1 ч
0,5 ч
0,5 ч
Лекция

Семинар-практикум
Семинар-практикум
Семинар-практикум
3.
Ключевые образы стихотворения.
Сопоставление иразвитие словесных образов.
Лексические цепочки. Ассоциативные ряды.



Погружение в текст
Словесное рисование
(Творческое письмо)
4.
Изобразительно-выразительные средства языка (тропикастихотворений).

Лекция с элементами практикума
5.
Стилистические и риторические фигуры речи.

Лекция с элементами практикума
6.
Работа эпитета как средства создания образностипоэтического текста.

Семинар-практикум
7.
Роль метафоры в создании многозначной образнойсистемы поэтического текста.

Семинар-практикум
8.
Учимсявидеть сравнения.
Способы выражения сравнения.

Диалог с текстом
9.
Олицетворения.
Творческие задания к тексту (работа сдидактическим материалом или с карточками)


Творческая мастерская
Творческое письмо
10.
Звучание стиха. Стихотворный размер. Особенности ритма иинтонации.
Строфика. Рифмовка. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс.
Творческая работа "Звуковыеузоры" (анализ художественных произведений с точки зрения фоносемантики,рифмы, размера).
2 ч

2 ч


Лабораторная работа

Лабораторная работа

Творческое письмо

11...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.12.30 | Просмотров: 241

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340