Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Проектная деятельность в младшем школьном возрасте: первые шаги - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Проектная деятельность в младшем школьном возрасте: первые шаги


Автор(ы): Шамова Наталья Викторовна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Одним из наиболее популярных методов обучения в современной школе является проектирование. С одной стороны проектная деятельность многогранна, сложно организована, требует множества временных и энергетических затрат, глубокой и целенаправленной подготовки специалиста-координатора. С другой стороны, именно она несёт глубокие смыслы для самого юного проектанта: позволяет удовлетворить детскую любознательность, повысить степень осознанности в познавательной деятельности, открыть ребенку разнообразие явлений окружающего мира, реализоваться личности ребенка, дает ребенку возможность поверить в свой успех. Это в свою очередь становится для учителя мотивирующим фактором, который заставляет задуматься над проблематикой такого вопроса, как включение современного школьника в проектную и научно-исследовательскую деятельность.
Статистикой подтверждается, что учащиеся удерживают в памяти:
  • 10 % от того, что они читают,
  • 26 % от того, что они слышат,
  • 30 % от того, что они видят,
  • 50 % от того, что они видят и слышат,
  • 70 % от того, что они обсуждают с другими,
  • 80 % от того, что основано на личном опыте,
  • 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, когда делают,
  • 95 % от того, чему они обучают сами (Felder, 1988).
Данные исследования впечатляют. Ведь именно в проектной деятельности ребенок приобретает ценнейший опыт – опыт «обучения» других людей. Погружаясь в тематику своего проекта, ребёнку предстоит освоить новые для себя позиции. Во-первых, он может выступать в качестве специалиста изучаемого вопроса, во-вторых – эксперта, а в-третьих - наставника.
В проектной деятельности активно задействуются все четыре механизма (по Б.Ананьеву) развития личности: общение, деятельность, познание, рефлексия.
Проект – это план, замысел. Творческий проект – процесс поэтапного осмысления и поэтапной разработки решения проблемы в качественно новой форме, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
В современной образовательной практике относительно проектной деятельности учащихся начальной школы возникает целый ряд вопросов:
  • С какого возраста ребенка можно включать в проектную деятельность?
  • Как грамотно выстроить момент вхождения ребенка в проектную деятельность?
  • Какова степень осмысленности и самостоятельности ребенка в проектируемом вопросе?
Действительно, исследуя нюансы включения ребенка в проектную деятельность, отмечаем, что в силу ряда специфических особенностей (возрастное и индивидуальное развитие) возникает множество трудностей.
Среди них наиболее ярко выделяются следующие:
  • у ребенка младшего школьного возраста недостаточно развита аналитичность мышления, отсюда и затруднения с анализом литературы, выборкой главного и абстрагированием от несущественного;
  • младшие школьники испытывают коммуникативные затруднения, а тему следует раскрыть, всесторонне обосновать, ответить на поставленные вопросы;
  • эмоциональная незрелость, что порождает неспособность конструктивно отнестись к критическим замечаниям.
В связи с вышесказанным проектная деятельность может показаться многим (относительно данного возраста) несерьёзной, игровой. Но здесь возникает противоречие, т.к. именно этот возраст потенциален для закладки фундаментальных основ исследовательской деятельности и мотивационной ориентации ребёнка. Вопрос заключается лишь в правильном подборе методов и приёмов формирования исследовательской компетенции, адекватных возрастным особенностям младшего школьника.
С учётом специфики развития ребенка в младшем школьном возрасте была разработана технология включения детей в проектную, исследовательскую деятельность. Технология получила название «Первые шаги в проектной деятельности». Условно она подразделяется на три этапа, каждый из которых несёт свою смысловую нагрузку.
Этап 1 - Пропедевтический.
Подготовительную работу необходимо начинать с первых дней ребёнка в школе. На данном этапе широко используются различные исследовательские задания, поисковые задачи, проблемные ситуации. То есть задания, содержащие проблему, решение которой требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них. Решение таких задач может быть сначала коллективным, а впоследствии индивидуальным. Совместная деятельность и общение позволяют обеспечивать реальный психологический контакт между учениками: формировать положительную мотивацию обучения; создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска и общих раздумий.
Одним из наиболее успешных приёмов используемых на данном этапе является приём «Страна вопросов». В реализации данного приёма предлагается применять игровые ситуации, в которых мы отправляемся в непознанный мир, где больше вопросов, чем ответов. Такая минутка организуется практически на каждом занятии. Ребята сами формулируют вопросы по изучаемой или изученной теме, задают новые проблемные ситуации, на которые не всегда возможно ответить сразу, а следует поразмышлять, поискать ответы в соответствующей литературе, узнать у компетентных людей или провести собственное исследование.
Также в этот период рекомендуем использовать авторскую технику «Создай и поиграй», где сами ребята совершают свой самый первый шажок в проектировании - они проектируют для себя игру, создают её от начала и до конца, сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Получив в качестве продукта игру, ребята используют её в своих развлечениях. Подробно техника «Создай и поиграй» описана в приложении 3.
Отметим, что в работе на данном этапе ребенок накапливает опыт проблематизации того или иного вопроса, поиска информационных ресурсов, а также развивает способность видеть вариации решений проблемы.
Этап 2 - Мотивационный.
На данном этапе удерживаем два плана работы: мотивация учащихся и мотивация их родителей, которые становятся отличными помощниками и первыми экспертами для детей. Родители учащихся - это наши союзники. Приёмы мотивации разнообразны. В качестве примера предлагаем вашему вниманию «Письмо-обращение к родителям будущего исследователя» (приложение 2). Задача учителя на данном этапе: создать ситуацию сотрудничества, в которой каждый занимает активную субъектную позицию, чувствует комфортность, сопричастность, а деятельность строится на основе совместности и партнерства.
На данном этапе рекомендуем учащимся вести дневник юного исследователя «Мои открытия» (приложение 1). В приложении отражены некоторые задания из дневника с методическими рекомендациями для учителей. Все задания были успешно апробированы, помогают детям гармонично войти в мир исследований и проектирования, выстроены с учетом возрастного и индивидуального развития.
Дискуссионный клуб «Открытие», в который включаются ребята в этот период, направлен на формирование у каждого из них позиции
«Я - исследователь», на понимание основ исследовательской деятельности, на мотивацию занять активную жизненную позицию относительно тех ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.01.04 | Просмотров: 243

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340