Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Осознание миссии Школы Сотрудничества - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Осознание миссии Школы Сотрудничества


Автор(ы): Перевощикова Галина Степановна, замдиректора по учебно-воспитательной работе


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Мы призваны смотреть в суть своей работы, думать о живом смысле своего труда”.
И.А.Ильин
Мы стоим на пороге новых педагогических открытий, когда происходит быстрое обновление традиционной школы, которая вобрала в себя опыт предшествующих поколений. Настоящее время ставит перед школой серьёзные задачи и проблемы: как сохранить то лучшее, что есть в ней? Как оставить старые и привнести в сложившуюся многовековую систему новые элементы, связанные с последними научно-техническими достижениями? Как эволюционным способом (когда созреют условия) осуществить перевод школы на новые рельсы? В основе процессов перевода школы в область новой образовательной парадигмы лежит главная проблема – определение шкалы ценностей, приоритетов, осознание, что нужно новой школе. В связи с этим появляется масса новых технологий заимствованных из области технических знаний. Но одних технологических шагов мало, параллельный процесс в образовании – процесс складывания человеческих отношений всех субъектов образовательного процесса: учителей, учащихся, родителей, представителей общественности.
Сегодня школьная система представляет собой деформированную структуру, как и в целом наше общество.
Мне видится отчасти выход из этой ситуации в следующем: школа, прежде всего, руководители образовательных учреждений, должны осознавать необходимость выработки четких, ясных и понятных задач. Лучше, если они будут приняты после коллективного обсуждения. И прежде чем задачи облекут необходимые формы, нужно суметь расставить конкретные приоритеты, касающиеся цели образования школы – чему учить? Суметь ответить себе на вопрос – зачем учить? Потом подбирать соответствующие средства “как это делать?” (Учить). На первый взгляд, рядовому учителю и руководителям может показаться, что эти философские вопросы слишком далеко стоят от реальных, конкретных дел и уводят в заоблачные дали. Но если школа хочет развиваться, двигаться в нужном направлении, ей нужны ориентиры понятные и близкие.
Долгое время мы жили под лозунгами КПСС, которые перетекали в педагогическую практику. Очень трудно избавиться от старых привычек. Порой очень правильно поставленные задачи и сегодня превращаются в лозунговую педагогику – девизы, которые кочуют из одного директивного документа в другой и появляются в виде красочных формулировок сначала в концепциях развития школ (где они и должны быть), а затем плавно перетекают в образовательные программы, которые являются основным документом учебного заведения. В чем же проблема? Разве не должны быть у школы основные документы – основания для простраивания дальнейшей работы? Конечно, должны. Только вот создание данной программы должно быть делом коллективным, так как коллективу и придется ее реализовывать. В итоге, всем должно быть понятно (так как сами думали, вносили предложения), близко, так как об этом переживали и ясно, что я должен делать (в каком направлении двигаться), очевидно, так как я делаю общее дело и вношу реальный вклад в реализацию поставленных задач. Я должен знать, когда будут обсуждаться и проводиться промежуточные итоги и как это будет делаться. Одним словом, школа должна работать как слаженный механизм и обеспечивать не только бесперебойную работу, но и процесс развития. Ведь вместе с учениками, переходящими из класса в класс, развиваются и те, кто их учит, воспитывает, переживает вместе с ними успехи и неудачи. Что лежит в основе такой слаженной работы, на мой взгляд? Осознание того, что делаем сообща, что у меня (коллег) получается, какие есть затруднения (проблемы)? Предметом обсуждения в школе должно быть обсуждение этих проблем и затруднений. А разве они не обсуждаются? Обсуждаются. Но как понять, что проблемы, которые мы обсуждаем, неслучайны? (Конечно же они неслучайны раз они существуют). Но задача состоит в том, чтобы организовать работу, которая будет представлять не сумму мероприятий, а цепь последующих событий, начало которых будет являться продолжением решения задач предыдущих. Это кажется очевидным, так как именно это и предполагает процесс планирования, организации и подведения итогов любого дела, которое в целом называется процессом управления. Но в основе процесса управления могут быть заложены и другие механизмы, связанные с неслучайным принятием управленческих решений. Такими механизмами являются рефлексивные мыслительные процессы, которые позволяют, прежде всего, управленцам, уметь мысленно работать, выявлять сущностные вещи из практики работы, а для этого нужно знать критерий данной деятельности, уметь проводить анализ затруднений, которые появляются в деятельности, и находить решения, то есть способы для простраивания дальнейшей работы.

От понятия “сотрудничество” к целям школы

Основанием для выбора целей школы являются ценности. Школа (как и любая социальная человеческая организация) является учреждением ценностным. Главное – не просто провозглашаемые, а глубоко вошедшие в повседневную жизнь, принятые всеми сотрудниками ценностные принципы, которые школа обязательно неукоснительно придерживается. В хорошей школе должно быть не просто публичное декларирование системы ценностей, а работа с ними в течении всех лет жизнедеятельности: от восприятия, осознания – до входа в привычку, до органического сращивания с личной философией каждого. Только тогда любой вновь пришедший в школу учитель или ребенок сможет воспринять ценности новой школы, сделать их своими. Небольшой опыт работы в этом направлении есть и в нашей замечательной школе.
Как известно, окружение играет большое значение в развитии человека, а тем более в период его становления. Таким окружением является школьная среда, которая облегчает процесс становления личности. Главное здесь – отношения между взрослыми и учениками, в основе которых заложено уважение и взаимопомощь. Поддержание традиций в школьной среде стоит на первом месте: совместная подготовка и проведение праздников – дарение радости друг другу. Например, первое сентября это всегда сюрприз – спектакль учителей на импровизированной сцене во дворе школы для всех и прежде всего для первоклассников. А в празднике последнего звонка участвует вся школа: по авторским сценариям готовятся мини-спектакли учителей, 11-классников и совместное выступление педагогов и учащихся – чествование тех, кто заканчивает обучение.
Духом сотрудничества пропитана атмосфера школы: здесь одинаково хорошо чувствуют себя и взрослые и дети. Одной из форм совместной работы является вовлечение учащихся в проектную деятельность. Положительный опыт в преподавании истории привел к локальным изменениям в учебно-воспитательном процессе и позволил создать модульный общешкольный проект “Сотрудничество в деятельности” (модульное новшество предусматривает целостные изменения какой-либо системы школы). Цель данного проекта предусматривала построение содержательной линии сотрудничества на разных ступенях образования по осознанию миссии школы с учетом реализации принципов гуманной педагогики и использования технологии деятельностного метода “Школа 2000…”.

Реализация модульного проекта “Сотрудничество в деятельности”

Работа началась с открытия понятия “сотрудничества” учениками десятых классов на уроках обществознания. Результатом сформированных представлений старшеклассников явилось создание анкеты “Что такое сотрудничество?”. После чего была организована практическая внеурочная индивидуальная деятельность десятиклассников по проведению анкетирования “Что такое сотрудничество?” среди учащихся 8–11-х классов, выпускников, педагогов, родителей, и обобщен опыт социологического опроса участников образовательного процесса школы (педагогов, родителей, старшеклассников) “Что такое сотрудничество”.
После проведения практического занятия – тренинга с помощью доктора психологических наук О.С. Анисимова учащимися 10-х классов было открыто понятие “Сотрудничество” в виде методологической схемы “Уровни сотрудничества” (действие, согласование, самоизменение) и следующего определения: “Сотрудничество – тип отношений между людьми, имеющими, с одной стороны, различия в установках, интересах, замыслах, целях, задачах, с другой стороны, видящих возможность совмещения усилий и увеличения эффективности реализации установок, интересов, замыслов, целей, задач, благодаря нахождению способов взаимопомощи”.
В осмысление миссии “Школы Сотрудничества” были вовлечены также младшие школьники 1–4-х классов. Решено было провести оргдеятельностные игры в начальной школе “Праздник Сотрудничества” с целью: научить сотрудничать (общаться) и совместно преодолевать в командах затруднения в ходе увлекательной игры. В результате произошло: открытие в ходе игры “Азбуки сотрудничества” (необходимые качества сотрудничества), эмблема начальной школы с героями – покровителями пчелкой и муравьем и выработка законов сотрудничества, присвоение знаний по организации правильного общения и коммуникации, использование оргдеятельностных игр младших школьников в качестве практических занятий учителями начальной школы и воспитателями по осмыслению понятий “Рефлексии”, “Самоопределение”, “Коммуникация”, “Сотрудничество”.
Продолжением этой работы явилось организация и проведение игровых перемен (формирование коммуникативных навыков), использование результатов оргдеятельностных игр младших школьников: “Азбука сотрудничества” и “Законы сотрудничества” в повседневной учебно-воспитательной деятельности: привнесение “Законов сотрудничества” на уроки и внеурочную деятельность в начальной школе. На уроках “Законы сотрудничества” являются содержательная основой учебных занятий (сценариев уроков). Во внеурочной деятельности – дальнейшая работа, основанная на рефлексии, на культивировании положительного опыта (проявление качеств, необходимых для сотрудничества) и коррекционной работе по привитию необходимого стиля поведения во взаимоотношениях со школьниками и учителями.

Значимость проекта или почему мы готовим таких учеников, которые умеют достичь успехов?

Данный проект объединяла одна сквозная идея “Что такое сотрудничество?”, которая интегрировалась в урочной (10 класс) и внеурочной деятельностей старшеклассников и младших школьников, а также в проведении семинаров и практических занятий педагогов; большое воспитательное значение имела при формировании и присвоении навыков сотрудничества. Проектная деятельность, коснулась также родителей, учащихся школы 1–11-х классов (анкетирование). В основе использовалась технология деятельностного метода “Школа 2000…”. Педагоги школы продолжают осмысливать значение “Школы Сотрудничества”,размышляют над его философским...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.01.21 | Просмотров: 256

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340