Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Удивительный мир фонетики, или Большой секрет фонетического разбора слова - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Удивительный мир фонетики, или Большой секрет фонетического разбора слова


Автор(ы): Катькина Евгения Васильевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. Именно в этот период дети склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Образы наполняют понятия содержанием, служат для выявления их глубинных свойств. Поэтому очень важно использовать такие наглядные пособия на уроках в начальных классах, которые несут учебную информацию, являются моделями и раскрывают программное содержание понятий, смысл и особенности терминов и обозначений.
Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления, действия. А переступая в первый раз порог школы, ребенок попадает совсем в другой мир, в котором ему необходимо научиться ориентироваться, осваивать необходимые школьнику способы учебной деятельности. При этом мыслит первоклассник обычно конкретными категориями, опираясь на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений, что предполагает активное включение в обучение моделей разного типа (памятки, схемы, таблицы, графики и т.п.). Как правило, запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно и ново.
Учитывая образность мышления младших школьников, я, как учитель начальных классов, раскрываю содержание абстрактных понятий “звук”, “фонетика”, “анализ слова” на уроках обучения грамоте, используя таблицу “Весёлые звукочеловечки или большой секрет фонетического разбора слова”, памятку и схему-опору к ней. Именно большое количество совершаемых ошибок младшими школьниками при звукобуквенном анализе слова подтолкнуло меня найти секрет, который поможет первоклассникам понять и усвоить азы фонетики. Таким секретом в моей методической копилке является логически обоснованная система образов - рисунков гласных и согласных звуков, которая позволяет выполнять первоклассникам, грамотно и достаточно просто, фонетический разбор любого слова.
Данную систему венчает графический рисунок - “звукочеловечек”. Он имеет ручки, ножки, лицо и даже причёску. Очень милый. Гласный - носит одежду красного цвета, любит петь. Согласный - умеет шуметь, свистеть, шипеть, дрожать и даже взрываться. Всегда в синей одежде - твёрдый согласный. Мягкий, - исключительно, в зелёной. Смешение цветов (зеленого и синего) в одежде “звукочеловечка” позволяет говорить о том, что он может быть и мягким, и твердым, в зависимости от последующего гласного звука. Звонкий согласный - всегда носит звоночек, сонорный – спит после звонкого трудового дня, отдыхает. Йотированный - не расстаётся с любимым зелёным чемоданчиком и носит флажок.
Все звукочеловечки живут в многоквартирном доме – таблице. А каждая семья (будь-то сонорные, парные, мягкие, твёрдые согласные или гласные) отличается и внешним видом, и предметами, которые держит в “руках”, и условно представлена так: <Рисунок 1> и <Рисунок 2>
Гласные звуки Йотированные звуки Согласные только мягкие
Рисунок 1.
Глухие согласные звуки Сонорные согласные звуки Звонкие согласные звуки
Рисунок 2.
Естественно, при создании образа всех “звукочеловечков”, приходилось не только использовать условные обозначения, но и следовать параметрам таблицы - соответствия, учитывая характеристику каждого звука и его образ. (Приложение 1. Таблица 1.)
Конечно же, не следует забывать: у младших школьников новые слова, научные термины и знаки могут усваиваться только параллельно с соответствующими образами и работой, нацеленной на осмысление этих терминов и понятий. При этом желательна совместная деятельность и сотворчество учителя и учеников. В данном случае заранее изготовленная таблица не демонстрируется, а наполняется, растет, из урока в урок. Рассмотрим поэтапно систему совместной работы учителя и учеников по составлению таблицы “Весёлые звукочеловечки или большой секрет фонетического разбора слова” на уроках в 1 классе.
На начальном этапе, в подготовительный и букварный период обучения грамоте, мы с ребятами учимся создавать образ изучаемого звука. Просто фантазируем: на что он похож. И рассуждения о том, как выглядит изучаемый звук, с кем может он дружить, основываются на систему вопросов: какой звук по цвету, характеру? С кем дружит? Где живет? Что любит? Какую одежду носит? и др. Для нас этот образ становится совсем живым и близким, имеет свой характер. И ребята могут нарисовать его по желанию дома, а все самые яркие впечатления передать не только в своих рисунках, но и в маленьких сочинениях, которые с радостью “читают” в классе.
Ниже приведены далеко не все работы ребят и их рассуждения.
“Звук [а]”
Рассуждения Лошкаревой Олеси, ученицы 1 “Г” класса МОСШ №31
Здравствуйте, ребята!
Я - звук [а]. На письме меня обозначают буквой А. Умею петь вот так: аааа…
Живу в апельсиновом городе, на ананасовой улице, в умной книге. На завтрак ем абрикосы, на ужин – арбузы. А перед сном читаю “Азбуку”.
В свободное время вместе с друзьями, такими же звукочеловечками как я, катаемся на желтом автобусе по самой настоящей радуге. <Рисунок 3>

Рисунок 3
“Звук [у]”
Рассуждения Скрипника Дмитрия, ученика 1 “Г” класса МОСШ №31
Здравствуйте, ребята!
Я - звук [у]. На письме меня обозначают буквой У. Умею петь вот так: уууу…
Живу в ущелье. По утрам умываюсь и купаюсь в проруби. Дружу с улитками, уважаю уток. Люблю на ужин устриц с укропом. Ношу узкую одежду. Развожу в ульях пчёл.
Думаю, что я очень умный звук, потому что умею удивлять своих друзей, таких же звукочеловечков как я, умными мыслями и мудрыми советами. Конечно же, я много читаю.
Но главное, я люблю учиться и узнавать новое.
Ну вот и все, ребята. Удачи! Увидимся на следующем уроке. <Рисунок 4>

Рисунок 4.
Образ, уже имеющегося готового звука, который будет занимать свое место в таблице, демонстрируется уже после рассуждений ребят. “Звукочеловечки” же, как каждый отдельный графический рисунок – используются для составления целых слов. Такая работа позволяет дать представление о звуке более ярко, а различение на слух и при произношении гласных и согласных звуков запоминается младшими школьниками гораздо легче. (Приложение 1. Таблица 2.)
После изучения всех гласных звуков “Весёлые звукочеловечки” выстраиваются в соответствующей гласным звукам последовательности. (Приложение 1. Таблица 3.)
По мере же изучения согласных звуков, их ряд: “парные” (звонкие и глухие), “сонорные”, “только мягкие”, “только твердые” заполняется от урока к уроку.
(Приложение 1. Таблица 4. Таблица 5. Таблица 6. Таблица 7- соответственно)
При изучении тем: “Двойная роль букв: е, ё, ю, я”, йотированные звуки создают свою семью. (Приложение 1. Таблица 8.)
Соответственно буквы: ъ и ь знаки, образовывают маленькую группу букв, не обозначающих звуки. (Приложение 1. Таблица 9.)
Наконец, в букварный период обучения грамоте составляется памятка “Что необходимо знать, чтобы правильно выполнить фонетический разбор слова” и схема-опора к ней. Данная работа позволяет дать учащимся полное (комплексное) представление о гласных и согласных звуках и познакомить со способами их обозначения на письме. (Приложение 2. Презентация 1.)
В дальнейшем (и во 2, и в 3, и даже в 4 классах) при фонетическом разборе слова памятка и схема-опора будут основными “помощниками” ребят.
В послебукварный период при обобщении, систематизации, закреплении знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте, объединяются все “звуковые семьи” в таблицу “Весёлые звукочеловечки или большой секрет фонетического разбора слова”. (Приложение 1. Таблица 10.) Немаловажную роль при этом играет сказка.
В одной удивительной стране “Словоречье” жили-были звукочеловечки. Жили дружно, никогда не ссорились потому, что каждый был занят делом и приносил большую пользу. С самого утра гласные пели и при этом не встречали на своем творческом пути ни единой преграды. Согласные глухие любили просыпаться под нежное пение гласных и внимательно слушали их творения. Согласные звонкие всех жителей удивительной страны будили по утрам, звали к обеду, приглашали на дружескую беседу, звоня во все концы маленького городка в свои звонкие колокольчики. Мягкие согласные всегда стояли перед буквами: я, е, ё, ю, и, ь. Твёрдые же согласные выбирали а, о, у, ы, э. Парные согласные крепко дружили и считали, что один друг, лучше новых двух. Непарные – не тужили, им достаточно было самих себя. Сонорные состояли из голоса и шума, были всегда заняты и востребованы. А вот трудягам – йотированным приходилось нелегко: много забот с чудо - чемоданом. Если этот звук находился в начале слова, перед мягким знаком, после гласной, то чемоданчик открывался и из него выпрыгивал маленький непослушный малыш – й (йотик). Буква я превращалась в звук [йа], ё – [йо], ю – в [йу], а е - в [йэ]. В других случаях “йотик” сидел тихо и чемоданчик не открывал.
Во всём царил порядок и взаимопонимание. Так как смысл жизни всех звукочеловечков заключался в трепетной заботе друг о друге и звуковое строительство.

Сказку можно видоизменять, а закончить по своему усмотрению, приложив капельку творчества, фантазии и свою долю знаний.
Итак, к концу букварного периода в результате ежедневной поурочной работы таблица “Весёлые звукочеловечки или большой секрет фонетического разбора слова ” представит полную характеристику гласных и согласных звуков. И на данном этапе первоклассники выполняют без затруднений следующее:
- определяют количество звуков и букв, слогов в слове;
- дают полную характеристику каждому звуку и обозначают соответствующим значком в звуковой схеме;
- называют все согласные звуки; все мягкие согласные звуки; все твердые согласные звуки; все звонкие согласные звуки; все глухие согласные звуки; парные согласные звуки по твердости - мягкости и парные по звонкости - глухости;
- называют буквы, которые не обозначают звуков; буквы, которые обозначают гласные звуки; буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков.
Далее, в 1 классе при изучении тем “Правописание сочетаний шипящих с гласными”
и “Правописание ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.02.19 | Просмотров: 225

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340