Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Интегрированный урок развития речи и ИЗО по теме: Письмо. 4-й класс
Автор(ы): Тетеркина Татьяна Михайловна, учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Образовательные:
- продолжить знакомство с особенностями текста письма;
- повторить структуру и стилистические особенности, обогатить этикетный словарь учащихся;
- формировать умение писать письма;
- ознакомить с историей возникновения письменности;
- усилить интегрированные связи с материалами уроков литературного чтения, ИЗО.
- Развивающие:
- развивать письменную речь учащихся, творческое мышление, память, воображение, ум, эрудицию;
- развивать эпистолярный опыт младших школьников;
- развивать умение находить в рисунке, значках, символах скрытый текст.
- Воспитательные:
- воспитание культуры письменного общения;
- показать значение переписки в жизни людей;
- прививать интерес к эпистолярному жанру;
- воспитывать умение понимать ближнего.
Оборудование: - Презентация;
- модели узелкового письма, глиняной дощечки и берестяной грамоты;
- варианты писем, конвертов.
ХОД УРОКА I. Организационный момент.II. Вводная беседа. Постановка учебной задачи. Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Чем мы будем заниматься, вы определите сами. Ученик: (читает по учебнику “В океане света”, 4 класс) “Любезный приятель! Наконец решился предпринять тот труд, который давно уже был у меня на уме, и который вам с толикою нетерпеливостью видеть хотелось, а именно, сочинить историю моей жизни, или описать всё то, что случилось со мною во всё течение моей жизни. … расскажу я теперь один случай и происшествие…” Учитель: Какой жанр использовал Андрей Болотов, чтобы рассказать историю своей жизни? Дополнив следующее предложение, вы это определите. Учитель: Благодаря письму потомкам, мы смогли узнать о жизни крупнейшего учёного, художника, писателя, актёра XVIII–XIX вв. Андрея Болотова, который стоял у истоков детской литературы. – Какое значение имеют письма в жизни людей? Дети: – Средство общения. – Источник изучения эпохи, обычаев жизни людей. – Средство выражения, уважения, любви, внимания. III. История письма. Учитель: Давайте вспомним о том, что русское письмо имеет свою историю. Оно возникло более 1000 лет назад. А письменность возникла ещё раньше. Известный русский поэт Иван Бунин, подчёркивая огромное значение развития письменности, писал: Ученик: “Молчат гробницы, мумии и кости, Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат – лишь письмена…” Учитель: Итак, современный человек умеет писать и использует письмо в различных сферах. У него есть замечательный материал – бумага, на которой можно разместить любую информацию для кого угодно. Чтобы такую информацию правильно воспринимали, мы должны быть культурно грамотными. IV. Актуализация знаний. Учитель: Почему возникло письмо? Дети: Потому что людям было необходимо общаться на расстоянии. Учитель: Сохраняются ли у вас в семье чьи-либо письма? Почему? Дети отвечают. Учитель: Сегодня на уроке продолжим учиться писать письма. Вы сами попробуете написать письмо. V. Виды и структура письма. Учитель: Обсудим особенности написания письма. Что обозначают понятия “адресат”, “отправитель”? – Какие же бывают письма? Дети поясняют, что значит “деловое и частное” письмо. Учитель: Давайте познакомимся с правилами переписки. Как вы думаете, почему это важно? Дети отвечают. Учитель: Сегодня у каждого из вас будет возможность написать письмо. Кому бы вы хотели написать? Письма пишут разные: Слёзные, полезные, Иногда прекрасные, Чаще бесполезные. (К.Симонов) Учитель: Чтобы письмо не было бесполезным, нужно уметь правильно и последовательно излагать свои мысли. Послушайте два письма, и мы с вами разберём, какие ошибки допустили те, кто их писал. – Какие ошибки в письме вы заметили? Дети: – Несоответствующее обращение. – Несоблюдение официальности в изложении фактов. – Обращение к лицу, в компетенцию которого не входит розыск собаки. – Фамильярность в подписи. – Отсутствие даты отправления письма. Учитель: Какой вывод можно сделать? Дети: Света не найдёт Шарика из-за отсутствия умения писать письма. Учитель: Послушайте второе письмо. Какие ошибки в этом письме вы нашли? Дети: – Несоответствующее обращение. – Официальный тон частного письма. Учитель: Прежде, чем сесть писать письмо, нужно подумать, кому вы будете писать это письмо, и в зависимости от этого писать его в дружеском, деловом и официальном тоне. В зависимости от того, с какой целью пишутся письма, они бывают: – Мы можем сделать вывод, что письма бывают разные. Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям в своей стране и за рубежом. Учитель: Хорошее письмо не только рассказывает о чём-нибудь, но и передаёт мысли, чувства, говорит об интересах, увлечениях. Содержание и стиль письма во многом зависят от того, кому мы пишем. VI. Оформление письма. – Письма стараются писать разборчиво, чётко, на аккуратном листе бумаги. Бумага для писем бывает разная. Иногда это листы маленького размера, иногда больше, но украшены рисунком. Многие ребята любят посылать вместе с письмом свои рисунки. – Знаете ли вы, как надо размещать текст письма на листе? – С левого края бумаги оставляют свободное поле. Такие же поля оставляют сверху и внизу листа. Письмо не пишется “сплошняком”. В нём выделяется обращение, подпись, может быть много красных строк. VII. Самостоятельная работа. Сейчас вам предоставляется возможность написать письмо: – президенту; – главному герою литературного произведения; – другу. Орфографическая подготовка: – Какие предложения встретятся в письме? – Какие знаки поставите в конце предложения? – О написании каких слов хотите спросить? Написание писем. По окончании зачитываются 2–3 письма. VIII. Знакомство с правилами оформления конверта. Ученик: Письмо само Никуда не пойдёт. Но в ящик его отпусти – Оно пробежит, Пролетит, Проплывёт, Тысячи вёрст пути. ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.02.19 | Просмотров: 293
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|