Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Тема урока: Информация и информационные процессы - Преподавание информатики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание информатики

Тема урока: Информация и информационные процессы


Автор(ы): Шайхутдинова Гульназ Илдаровна, учитель информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
Образовательные:
  • познакомить учащихся с понятиями: информация, информационные процессы, с ее основными свойствами и формами представления;
  • показать практическое применение теоретического материала;
  • научить учеников решать практические задачи, связанные с информацией.
  • развивать мыслительные процессы учащихся;
  • развивать мировоззрение, то есть способствовать формированию взглядов на окружающий мир, на вклад человека при работе с информацией;
  • развивать такие процессы, как умение обобщать и сравнивать.
Воспитательные:
  • воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету информатика;
  • воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе;
  • воспитывать у учащихся навыки быстрого мышления и ответственности за коллективное решение.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы:
  • Объяснение нового материала.
  • Практическая работа.
Оборудование:
  • Компьютер, проектор, экран.
  • Сайт “Информация и информационные процессы” (Приложение 1, включающий в себя Приложение 2-Приложение 5 с рисунками);
  • Листы с заданиями (по количеству учеников) Приложение 6;
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие учащихся.

Вступительное слово учителя.
На протяжении всей своей истории человечество овладевало веществом, энергией и информацией. Целые эпохи в развитии человечества получили название по имени наиболее передовой технологии этой эпохи. Так, “каменный век” - эпоха технологии обработки камня для получения орудия труда, “бронзовый век” - эпоха овладения технологией обработки металла, “век книгопечатания” - эпоха овладения новыми методами распространения информации, “век электричества” - эпоха овладения новыми видами энергии. Еще 20-30 лет назад говорили, что наступил “атомный век”, сейчас все чаще можно услышать о “веке информации” и “веке ЭВМ”.
Вопрос 1. Подумайте и скажите, пожалуйста, что значит эпоха информации и эпоха ЭВМ?
II. Объяснение нового материала
При объяснений нового материала для учеников используем Приложение 1 (со ссылками на остальные приложения и рисунки.)
Понятие информации является одним из фундаментальных понятий в современной науке и базовым в курсе изучения информатики. Информацию наряду с веществом и энергией рассматривают в качестве важнейшей сущности мира, в котором мы живем.
Вопрос 2. Попробуйте ответить на вопрос: что такое информация?
Правильно. Это знания, сведения, сообщение, новость и т.д. Формально определить понятие информации очень сложно. Если сделать перевод, то это латинское слово “informatio”, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С рационалистических позиций информация есть отражение реального мира с помощью сообщений. Человек живет в мире информации.
Теперь перейдем к рассмотрению пунктов Приложения 1.
Информация и знания. (Приложение 2)
Информация
– это знания. Разнообразные знания человека можно разделить на две группы: декларативные ("Я знаю, что..") и процедурные ("Я знаю, как.."). Сообщение несет информацию для человека (информативно), если содержащиеся в нем сведения являются для него новыми и понятными. (определение записать в тетрадь).
Констатация положения о том, что одна и та же информация может быть понята разными людьми не только с разной мерой глубины, но и с разной мерой адекватности, вынуждает обратиться к вопросу о факторах, влияющих на процесс восприятия и понимания информации.
Вопрос 3. Что значит вещественно-энергетическая картина мира и информационная картина мира.?
Восприятие информации и языки. (Приложение 3)
Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств; их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. (Посмотрите на рисунок приложения 3). Информация, воспринимаемая человеком в речевой или письменной форме, называется символьной, или знаковой информацией.
Символьная информация представляется по правилам какого-либо языка.
Язык - это знаковый способ представления информации. Общение на языках это процесс передачи информации в знаковой форме. Языки бывают естественными и формальными. (записываем в тетрадь).
Образная информация -это сохраненные в памяти ощущения человека от контакта с источником (вкусы, запахи, осязательные ощущения, зрительные и звуковые образы)
Информационные процессы. (Приложение 4)
Любой человек постоянно занят какой-то работой с информацией: читает книгу, подсчитывает стоимость покупки, пересказывает другому человеку какие-то сведения, заучивает правила, решает задачи и другое. Профессии многих людей связаны исключительно с информационной деятельностью: это учителя, студенты, журналисты, писатели, переводчики и т.д. Они выполняют процессы, связанные с информацией, а именно информационные процессы.
Информационные процессы - это процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации. (Записываем в тетрадь)
Передача. Очень часто любому человеку приходиться участвовать в процессе передачи информации. Передача происходит при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, телефон, радио, телевидение. Передача информации всегда двухсторонний процесс: есть источник, и есть приемник информации. Каждому человеку постоянно приходиться переходить от роли источника к роли приемника информации и обратно.
Обработка.
Процесс обработки информации связан с получением новой или изменением формы или структуры данной информации, осуществлением поиска информации на внешних носителях.
Хранение.
Человек хранит информацию в собственной памяти (внутренняя оперативная информация) и на внешних носителях: бумаге, магнитной ленте, дисках и тд. Наша внутренняя память не всегда надежна. Человек нередко что-то забывает. Информация на внешних носителях храниться д...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.04.11 | Просмотров: 371

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340