Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Конференция Роль и значение в письменной речи пунктуации (внеклассное занятие по развитию устной и письменной речи)
Автор(ы): Фадеева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
После ряда уроков, на которых проводится повторение по нескольким разделам пунктуации, и уроков по закреплению знаний и навыков пунктуации хорошо провести заключительное повторение в форме внеклассной работы. Я провожу конференцию, цель которой – повторение обобщающего характера. За два месяца до времени, намеченного для проведения конференции, предлагаю учащимся подготовиться к занятию по повторению пунктуации. Объяснив задачи предстоящей конференции, рассказываю учащимся, что к ней следует подготовить доклады, викторину, специальные номера газеты и организовать выставку лучших письменных работ учащихся. Я распределяю между учащимися примерно следующие темы для докладов. - “Пунктуация, связь между пунктуацией и интонацией и роль их в языке”
- “Вопросительный и восклицательный знаки, их сочетание, многоточие и правила их употребления в письменной речи”
- “Запятая, её значение и правила употребления в письменной речи”
- “Точка с запятой, её значение и правила употребления в письменной речи”
- “Двоеточие, его значение и правила употребления в письменной речи”
- “Тире, его значение и правила употребления в письменной речи”
При распределении тем докладов назначаются оппоненты. Они тоже готовятся по теме и выступают на конференции. Консультации я даю по каждой теме одновременно и докладчику, и оппоненту. Советую, какой материал использовать в докладе и как его построить. Каждый доклад должен отличаться краткостью, точностью и ясностью изложения. Я рекомендую использовать примеры для иллюстрации правил главным образом из изученных литературных произведений. Связные тексты, иллюстрирующие излагаемые докладчиком правила, читаются другими учениками, которые заранее готовятся к выразительному чтению. Это придаёт конференции более живой, интересный характер и способствует повторению, закреплению и более осмысленному усвоению литературного программного материала. Учащиеся предупреждаются, что на конференции будет проведена небольшая пунктуационная викторина. Разъясняются условия её проведения. Это обычно заинтересовывает учащихся, и они с большим интересом готовятся к викторине. После первой консультации докладчики самостоятельно набрасывают проект своего будущего выступления и через несколько дней я провожу повторную консультацию. После новых указаний доклады переписываются и докладчики готовятся для выступления на конференции. Когда основная часть конференции подготовлена окончательно, я с другой группой учащихся за несколько дней до проведения её готовлю специальный выпуск газеты, посвящённый конференции. В газету помещаются небольшая передовая статья на тему “Роль и значение в письменной речи пунктуации”, выдержки из лучших докладов учащихся. Я подбираю примеры для викторины и материал для выставки. В день конференции в зале висят плакаты, номер газеты, стоит большой стол-выставка с лучшими работами учащихся. Ребята представляют свои работы в виде компьютерных презентаций. После докладов минут 15 занимают вопросы, ответы и высказывания. После десятиминутного перерыва начинается пунктуационная викторина. Все уроки, предшествовавшие конференции, подготовили учащихся к викторине, особенно упражнения, которые касались непосредственно пунктуационного разбора и расстановки пропущенных в тексте знаков препинания. Подбираются предложения главным образом из изученных литературных произведений. Примеры эти в основном должны охватывать разные пунктуационные правила; они не должны быть лёгкими и соответствовать знаниям учащихся. Все эти примеры с сохранением авторских знаков препинания и с приготовленными над примерами конкретными заданиями я готовлю в виде карточек. 1 Из какого произведения взят пример? Расставьте и объясните знаки препинания. На берегу пустынных волн стоял он дум великих полн и вдаль глядел. 2 По следующему предложению составьте соответствующую схему и расставьте пропущенные знаки препинания. Улыбку смех и радость и покой я всё забыл. (А.С.Пушкин) 3 “Ещё в Древней Греции был известен рассказ о завещании, в котором наследники обязывались поставить в память завещателя статую золотую пику держащую. Завещание вызвало долгие споры. Одни полагали, что в нём требуется поставить статую золотую, пику держащую. Такое толкование завещания разорило бы наследников. Другие доказывали, что в завещании требуется поставить статую, золотую пику держащую
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.04.16 | Просмотров: 406
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|