Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Музыкально-поэтический вечер Эпоха петь нас подбивала... По мотивам военных стихов и песен Б.Окуджавы и В.Высоцкого - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Музыкально-поэтический вечер Эпоха петь нас подбивала... По мотивам военных стихов и песен Б.Окуджавы и В.Высоцкого


Автор(ы): Мелитдинова Лидия Анатольевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Музыкально-поэтическая композиция рассчитана на школьников 7 – 11 классов. При проведении данного вечера было подготовлено компьютерное сопровождение слайд-шоу (Power Point), музыкальное сопровождение, которое может полностью воспроизводиться, а также возможен вариант совместного – поочередного – прослушивания с выразительным чтением со сцены школьниками.
1 Ведущий. Предисловие.
2 Ведущий. Высоцкий говорил: “Это единственная страна — Россия, где поэзия на таком не то что высоким уровне — это само собой, — поэзия великая у нас, величайшая, лучшая поэзия. И мне кажется — не из-за того, что наши поэты были только большими стихотворцами, писали прекрасные стихи, — а из-за того, что они себя достойно вели в жизни — и по отношению к властям, и по отношению к друзьям, по отношению друг к другу и, конечно, к своему творчеству. И из-за этого поэзия всегда была как-то во главе литературы, хотя у нас литература великая, величайшая в мире…”[2]
1 Ведущий. “И до сих пор — повесьте где-нибудь в стороне маленький листочек, вырванный из тетради, и напишите четыре фамилии — да одну даже — Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Булат Окуджава — и будет заполнен стадион через два дня, и не достанете билета. Почему это так, — это именно из-за того, что люди тянутся не только к стихам, но – к нескольким поэтам у нас, которые пишут прекрасные стихи…”[2]
2 Ведущий. Первая зарисовка.
1 Ведущий. Евгений Евтушенко. “ПРОСТАЯ ПЕСЕНКА БУЛАТА”
Простая песенка Булата всегда со мной.
Она ни в чем не виновата перед страной.
Поставлю старенькую запись и ощущу
К надеждам юношеским зависть и загрущу.
Где в пыльных шлемах комиссары, нет ничего,
И что-то в нас под корень самый подсечено.
Все изменилось — жизнь и люди, любимой взгляд,
И лишь оскомина иллюзий внутри, как яд.
Нас эта песенка будила, открыв глаза.
Она по проволке ходила, и даже — за.
Эпоха петь нас подбивала.
Толкала вспять.
Не запевалы-подпевалы нужны опять.
Но ты, мой сын, в пыли архивов иной Руси
Найди тот голос, чуть охриплый, и воскреси.
Он зазвучит из дальней дали сквозь все пласты,
И ты пойми, как мы страдали, и нас прости.
1 Ведущий. Евгений Евтушенко писал 16 июня 1997:
2 Ведущий: “Это стихотворение написано в 1971 году, а напечатано впервые лишь через семнадцать лет. Сейчас всем ясно, что Окуджава — классик русской поэзии, но тогда его обзывали пошляком, запрещали его концерты, отменяли его поездки за границу по причине неблагонадежности. Но стихотворение это оказалось написанным наперед. Что удивляет меня самого — через двадцать шесть лет после написания этого стихотворения мне не хочется менять ни одной запятой, как будто оно написано сейчас, под впечатлением потери Советского Союза — Атлантиды нашего детства и потери одного из лучших поэтов этой Атлантиды”. [4]
1 Ведущий. В поэзии ХХ века бесспорное лидерство по части “крылатых слов” принадлежит Булату Окуджаве. Мы все знаем его стихи, а некоторые песни уже считаем народными. В отличие от прочих стихотворцев, стремившихся вписаться в воздух эпохи, Окуджава этот воздух творил подобно тому, как творил его раз и навсегда избранный недосягаемым ориентиром Пушкин. Это нам по сей день кажется, что он лишь подслушал, озвучил, уловил нечто носящееся в воздухе. Ныне в стране не то что дня – часа не проходит без того, чтобы где-нибудь в газетном заголовке, по радио или на ТВ не прозвучала (пусть искаженная, либо неосознанная) цитата из Окуджавы.
Звучит песня “Бери шинель, пошли домой”.
2 Ведущий. Булат Шалвович Окуджава прошел фронт, был тяжело ранен, навсегда в душе поэта поселилось воспоминание о войне, но также всегда “его стихам были присущи какие-то странные, как мы теперь догадываемся, музыкальные паузы. Они как будто ждали от кого-то мелодии. По счастливой случайности природы Булат обладал высоким музыкальным талантом и сам окрылял свои стихи чарующей мелодией”. [1]
“ПЕСЕНКА ВЕСЕЛОГО СОЛДАТА”
(чтение или песня)
Возьму шинель, и вещмешок, и каску,
В защитную окрашенные краску,
Ударю шаг по улицам горбатым...
Как просто быть солдатом, солдатом.
Забуду все домашние заботы.
Не надо ни зарплаты, ни работы.
Иду себе, играю автоматом...
Как просто быть солдатом, солдатом.
А если что не так — не наше дело:
как говорится, родина велела.
Как славно быть ни в чём не виноватым
Совсем простым солдатом, солдатом.
1 Ведущий. “Окуджава был первый в нашей стране поэт, взявший в руки гитару, но его гитара была беременна будущими песнями Галича, Высоцкого и многих других “бардов”, при несвободе печати все-таки отвоевавших право на “магнитофонную гласность.” Гражданский протест, не меньший, чем в громовых раскатах Тринадцатой симфонии Шостаковича, звучал и в гитарных аккордах.” [1]
2 Ведущий. “На Булата обрушивался гнев начальства, случались и другие жизненные неурядицы. Но никогда я не слышал от него ни одной жалобы на жизнь или людей. В нем была какая-то особая деликатная гордость.”[1] Звучит песня “Старая солдатская песня”
1 Ведущий. Он испытал все странности эпохи: его отец, коммунист, был расстрелян, его мать была арестована дважды. Но никогда он не хотел уехать из России, писал прекрасные стихи и запоминающуюся музыку.
“ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ!” (первая часть текста – чтения, вторая – песня)
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли —
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом — солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите,
И всё-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб – разлуки и дым,
Наши девочки платьица белы
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки, постарайтесь вернуться назад.
2 Ведущий. “Печаль в искусстве, которая понимает и отражает нашу жизненную печаль, есть бодрящая печаль. В этом смысле Булат Окуджава был нашим великим общенародным утешителем. Цель искусства в конечном итоге – утешение”. [1]
1 Ведущий. Еще один фронтовик режиссер Петр Тодоровский вспоминал: “Булат вообще был человеком совсем не простым: с годами все больше любил одиночество… Писал только ручкой, никаких машинок не признавал, как часто не признавал и столов: на диване, полулежа, в кресле… А как заразительно смеялся! Мне в нем это очень нравилось!..” [1]
****
Ах, война, она не год еще протянет — на то она и война.
Еще много километров портянок выкроят из полотна.
Встанет, встанет над землей радуга, будет мир тишиной богат,
Но еще многих всяких дураков радует бравое пенье солдат.
И потому, знать, за щедро пролитые за жизнь и за радость живых
Трехлинеечки, четырежды проклятые, бережем, как законных своих.
2 Ведущий. Стихи и песни Окуджавы навсегда останутся в сердцах людей. “Смерть Булата Окуджавы для меня, - писал Фазиль Искандер,- самая большая потеря за всю мою литературную жизнь. Его высокая, стройная фигура везде выделалась выражением необычайного одиночества и одновременно силы, преодолевающей это одиночество. Теперь ясно, что он для нас, для страны был ледоколом, пробивающим полярные льды одиночества…”[1] Звучит песня из кинофильма “Белорусский вокзал”.
1 Ведущий. Смерть Окуджавы потрясла страну. Он всегда был, и навсегда должен был остаться. Евгений Евтушенко так писал на смерть поэта в июне – июле 1997 года.
“ПОХОРОНЫ ОКУДЖАВЫ”
Сколько б жизнь меня ни ухудшала, я из тех,
В ком вечен Окуджава.
Отвергая жирную державность,
Худенькая совесть удержалась
Акробаткой-девочкой в стране
На гитарной тоненькой струне.
Попрощаться шел с тобой,Булат,
Весь в шестидесятниках Арбат…
…И притихший кроха-девяностик,
Розовый, как поросячий хвостик,
На Арбат смотрел, как на Лицей,
Поднят над стотысячной толпою
Над усталым веком, над собою
Бабушкой-шестидесятницей.
Нет, не бессловесный гимн державы –
Она пела песни Окуджавы
Потихоньку внуку своему,
И поверх попсовщины бездарной
По струне гитарной, легендарной
Девочка-надежда шла к нему.
Научили горькие уроки —
Есть в своем отечестве пророки.
Смелость их берет все города, —
Правда, запоздало иногда.
Как же я в России разуверюсь,
Если в ней поруганная ересь
Классикой становится всегда?
Поколенья целого потерю
В поколеньях возместит иных твой,
Россия, вечный, млечный стих.
В девятидесятников не верю.
Верю в девяностиков твоих!
2 Ведущий. Зарисовка вторая.
1 Ведущий. Окуджава пережил своего младшего товарища по перу Владимира Высоцкого, которого глубоко уважал и любил и так писал “О ВОЛОДЕ ВЫСОЦКОМ”:
О Володе Высоцком я песню придумать решил:
Вот еще одному не вернуться домой из похода.
Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил...
Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.
Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом
Отправляться и нам по следам по его по горячим.
Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,
Ну а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем.
О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
Но дрожала рука и мотив со стихом не сходился...
Белый аист московский на белое небо взлетел,
Черный аист московский на черную землю спустился.
2 Ведущий. Сам поэт в своем интервью говорил: “Меня спрашивают: “Ну почему ты так иного пишешь о войне? Ведь ты же не мог воевать, ты же молодой еще человек”. Я говорю — да, это правда. Но моей семьи война коснулась, у нас и смерти есть — и погибшие, и те, которых — вот я рассказываю — догнали старые раны: в прошлом году умер мой дядька — это единственный мой родственник... И когда несли его тело, впереди шли семнадцать летчиков и на семнадцати красных сафьяновых подушках несли семнадцать его орденов, а медали даже некуда было класть. Такой вот был парень, человек...” [2]
1 Ведущий. “Так что тут говорить нечего — конечно, всегда будем возвращаться мыслями к войне. Но я-то пишу о войне не только потому, что у меня военная семья, — всех людей, которые живут у нас в стране, она коснулась.” [2]
МЫ ВРАЩАЕМ ЗЕМЛЮ”, 1972 г. (чтение или песня).
От границы мы Землю вертели назад —
Было дело сначала, —
Но обратно ее закрутил наш комбат,
Оттолкнувшись ногой от Урала.
Наконец-то нам дали приказ наступать,
Отбирать наши пяди и крохи, —
Но мы помним, как солнце отправилось вспять
И едва не зашло на востоке.
Мы не меряем Землю шагами,
Понапрасну цветы теребя, —
Мы толкаем ее сапогами —
От себя, от себя!
И от ветра с востока пригнулись стога,
Жмется к скалам отара.
Ось земную мы сдвинули без рычага,
Изменив направленье удара.
Не пугайтесь, когда не на месте закат, —
Судный день — это сказки для старших,-
Просто Землю вращают куда захотят
Наши сменные роты на марше.
Мы ползем, бугорки обнимаем,
Кочки тискаем — зло, не любя,
И коленями Землю толкаем —
От себя, от себя!
Здесь никто б не нашел, даже если б хотел,
Руки кверху поднявших.
Всем живым ощутимая польза от тел:
Как прикрытье используем павших.
Этот глупый свинец всех ли сразу найдет,
Где настигнет — в упор или с тыла?
Кто-то там впереди навалился на дот —
И Земля на мгновенье застыла.
Я ступни свои сзади оставил,
Мимоходом по мертвым скорбя, —
Шар земной я вращаю локтями —
От себя, от себя!
Кто-то встал в полный рост и, отвесив поклон,
Принял пулю на вдохе, —
Но на запад, на запад ползет батальон,
Чтобы солнце взошло на востоке.
Животом — по грязи, дышим смрадом болот,
Но глаза закрываем на запах.
Нынче по небу солнце нормально идет,
Потому что мы рвемся на запад.
Руки, ноги — на месте ли, нет ли, —
Как на свадьбе росу пригубя,
Землю тянем зубами за стебли —
На себя! От себя!
2 Ведущий. Ему выпала еще одна удача-судьба: быть актером Таганки, лучшим ее сыном. Без Таганки он немыслим, как немыслим (сам говорил это) без зачина Окуджавы, без общения с Шукшиным и многими нашими художниками, писателями, музыкантами. Сейчас стихи и песни Высоцкого знакомы всем.
Звучит песня “Он не вернулся из боя”, 1969 г. (возможно чтение и песня).
1 Ведущий. Почти каждую свою песню пел он на предельном пределе сил человеческих. А сколько у него таких песен и сколько раз он их так пел! И если уж одно это исполнение производит такое потрясающее впечатление, то какой ценой, нервами какими и кровью они создавались? Какой за этим труд?.. [2] “СЫНОВЬЯ УХОДЯТ В БОЙ”, 1969 г.
Сегодня не слышно биенье сердец —
Оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
Подумать успев напоследок:
“На этот раз мне не вернуться,
Я ухожу — придет другой”.
Мы не успели оглянуться —
А сыновья уходят в бой!
Вот кто-то, решив: после нас — хоть потоп,
Как в пропасть шагнул из окопа.
А я для того свой покинул окоп,
Чтоб не было вовсе потопа.
Сейчас глаза мои сомкнутся,
Я крепко обнимусь с землей.
Мы не успели оглянуться —
А сыновья уходят в бой!
Кто сменит меня, кто в атаку пойдет?
Кто выйдет к заветному мосту?
И мне захотелось — пусть ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.04.17 | Просмотров: 222

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340