Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Образовательная программа по обучению и оздоровлению детей при занятии плаванием (1–4-й классы) - Спорт в школе и здоровье детей - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Спорт в школе и здоровье детей

Образовательная программа по обучению и оздоровлению детей при занятии плаванием (1–4-й классы)


Автор(ы): Гусева Ольга Юрьевна, учитель физической культуры


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная активность. Двигательные действия являются мощным фактором, повышающим адаптационные возможности организма, расширяющим функциональные резервы.
Являясь одним из естественных видов двигательной деятельности, плавание в то же время представляет собой уникальное средство физического воспитания. Возможность погружаться на разную глубину, задерживая дыхание, оказывает тренирующее воздействие на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, центральный нервный аппарат. Пребывание под водой при задержке дыхания развивает анаэробную производительность организма, тренирует устойчивость к экстремальным ситуациям. У регулярно занимающихся плаванием жизненная активность легких значительно выше. В связи с укреплением и развитием дыхательных мышц усиливается легочная вентиляция. Передвижение в воде создает хорошие возможности для развития и совершенствования всех типов дыхания.
Велико гигиеническое значение воды. Интенсивная мышечная нагрузка во время быстрого передвижения в водной среде очищает тело человека, не сопровождается обильным потоотделением.
Прохладная вода повышает тонус мышц, что благотворно сказывается на состояние мышечной системы.
Занятия плаванием существенно снижают массу тела. Благодаря высокой плотности, вода оказывает заметное давление на кожный покров, массируя внутренние органы и способствуя расслаблению мышц. В воде растворено определенное количество кислорода и организм получает возможность его дополнительного использования. Упругие потоки воды, оказывая сопротивление плывущему человеку, массируют тело, что благотворно сказывается на физическом и психическом состоянии.
Различают плавание оздоровительное, лечебное, статическое, синхронное (художественное) и спортивное.
В этой программе охвачено два направления, которые неразрывно связаны между собой: спортивное и лечебное плавание.
К спортивной подготовке допускаются все дети, желающие заниматься плаванием и не имеющие медицинских противопоказаний. Спортивное плавание направлено на обучение детей всеми способами: дельфин, на спине, брасс, кроль, а также стартов и поворотов, на развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей). Формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям плаванием и здоровому образу жизни.
В процессе плавания создаются благоприятные условия для исправления нарушений осанки и деформаций позвоночника. Это позволило разработать специальное направление - лечебное плавание. Оно направлено на коррекцию деформаций позвоночника и грудной клетки, улучшение осанки, формирование правильного дыхания, повышение тонуса мышц - разгибателей позвоночника, брюшного пресса , а также улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы.
Лечебное плавание также решает задачи закаливания организма, укрепления общего физического состояния.
Занятия плаванием способствуют утверждению себя как личности. Ранее боявшийся воды ребенок, преодолевая подсознательное стремление к самосохранению, приобщается к активным действиям в воде и приобретает уверенность в своих силах.
Необходимость создания данной программы вызвана тем, что практически здоровые дети сегодня составляют 1-5% от всего детского населения. Количество детей с нарушением осанки постоянно растет. Увеличивается частота выявления разных форм сколиоза. Цифры «кричат...», но слышат и понимают это только к сожалению, лишь специалисты и родители заинтересованные в воспитании здорового ребенка.
Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушение осанки затрудняет работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития. В такой порочной круг попадают многие дети. Разорвагь его можно, только обеспечив правильное физическое воспитание и адекватный двигательный режим для конкретного ребенка.
Новизна программы заключается в том, что она направлена на решение ни одной задачи обучения, а комплексного подхода обучения и оздоровления учащихся 11 ШКОЛЫ.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она включает в себя два курса:
  1. Курс обучения техники всех способов плавания: дельфин, на спине, брасс, кроль, стартов, поворотов. Плавание в ластах. Развитие аэробных, анаэробных возможностей, укрепление мышц организма.
  2. Курс лечебного плавания особенно наглядно прослеживается на комплексном подходе: осознать понять подготовиться действовать в укреплении здоровья учащихся.
Поэтому вопросы физического развития школьников представлены, как основа профилактики нарушений. Лечебное плавание, обеспечивая естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц, является частью всего лечебного комплекса.
Особый акцент в программе сделан на использование таких методических подходов, которые позволяют работать с каждым ребенком индивидуально, развивать личностные качества, способствующие формированию у детей культуры отношений к своему здоровью, познавательной и двигательной активности.
Детям предоставляется возможность из большого количества упражнений и разных способов плавания выбрать те, которые у них лучше получаются. Это дает возможность каждому относиться к обучению более сознательно и активно.
Цель программы
Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей).
Задачи программы
  1. Формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
  2. Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей).
  3. Достижение спортивных успехов в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Задачи программы I года обучения
I Курс - обучение:
  1. Улучшение состояния здоровья и закаливание.
  2. Улучшение недостатков физического развития.
  3. Привлечение максимально возможного числа детей к занятиям плаванием, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни.
  4. Овладение жизненно необходимыми навыками плавания.
  5. Обучение основам техники плавания способами кроль на груди, на спине.
  6. Приобретение детьми разносторонней физической подготовленности.
  7. Приобретение учащимися уверенности в своих силах.
II Курс - лечебный:
  1. Разгрузка позвоночника - создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела.
  2. Воспитание правильной осанки.
  3. Улучшение координации движений.
  4. Постановка правильного дыхания.
  5. Закаливание.
  6. Эмоциональная разрядка.
Задачи программы II года обучения
I Курс - обучение:
  1. Укрепление здоровья и закаливание.
  2. Устранение недостатков в уровне физической подготовленности.
  3. Формирование интереса к целенаправленным многолетним занятиям плаванием.
II Курс - лечебный:
  1. Воспитание правильной осанки.
  2. Возможное исправление деформации.
  3. Улучшение координации движений.
  4. Приобретение навыков плавания - освоение плавания
  5. Увеличение силы и тонуса мышц.
  6. Улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
  7. Закаливание организма
  8. Эмоциональная разрядка.
Задачи программы III года обучения
I Курс - обучение:
  1. Обучение основам техники способов плавания дельфин, брасс.
  2. Совершенствование техники всех способов плавания.
  3. Совершенствование техники стартов и поворотов.
  4. Приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей.
  5. Воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера.
  6. Поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одаренности.
II Курс - лечебный:
  1. Улучшение координации движений.
  2. Увеличение силы и тонуса мышц.
  3. Улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
  4. Закаливание.
  5. Развитие волевых качеств и создание психологического стимула для дальнейших занятий плаванием.
  6. Эмоциональная разрядка учащихся.
Учебно - тематический план
I курс: «Обучение»
Темы:
  1. Правила поведения в бассейне.
  2. Меры безопасности в бассейне.
  3. Личная гигиена пловца.
  4. Плавание - важное средство закаливания.
  5. Общеразвивающие физические упражнения.
  6. Специальные подготовительные (имитационные) упражнения.
  7. Подготовительные упражнения для освоения с водой.
  8. Техника плавания кролем на груди.
  9. Техника плавания кролем на спине, способом дельфин, брасс.
  10. Прыжки в воду, соскоки, спады.
  11. Старты, повороты на дистанции.
  12. Эстафеты, игровые упражнения, соревнования.
  13. Открытые практические занятия для родителей.
Учебно - тематический план (1 курс) 1-го года обучения
1 четверть 9ч 2 четверть 9ч 3 четверть 12ч 4 четверть 9ч
Сентябрь-октябрь Ноябрь-декабрь Январь-март Апрель-май
  1. Правила поведения в бассейне.
  2. Гигиенические требования.
  3. Общеразвивающие и специальные упражнения на суше.
  4. Подготовительные упражнения в воде:
  • погружение,
  • скольжение.
  1. Обучение 2-м вариантам дыхания.
  2. Игры в воде.
  1. Обучение техники работы ног способом кроль на груди (в скольжении и доской).
  2. Обучение техники работы ног способом на спине.
  3. Обучение техники способом на груди и на спине с работой ног и различным положением рук.
  4. Упр.сп.кроль, н/с.
  5. Упр.способом н/с.
  6. Контрольные уроки.
  7. Игры в воде.
  1. Обучение техники плавания на спине (ноги, упр., в корд.)
  2. Обучение техники кроль на груди (ноги, упр.).
  3. Упр.для изучения стартов, поворотов.
  4. Игры в воде.
  5. Контрольные задания:
  • способ. н/с- 12,5м.
  • способ. н/гр.-12,5м
  • на задерж. дыхания.
  1. Совершенствование техники плавания кроль на груди на задерж. дыхания.
  2. Совершенствование техники плавания на спине.
  3. Совершенствование прыжка в воду с низкого бортика.
  4. Контрольные задания:
  • 25м на спине в полной координации.
  • 12,5м кроль в координации на задерж.дыхания
Учебно - тематический план (1 курс) 2-го года обучения
1 четверть 9ч 2 четверть 9ч
3 четверть 12ч 4 четверть 9ч
Сентябрь-октябрь Ноябрь-декабрь
Январь-март
Апрель-май
  1. Правила поведения и меры безопасности в бассейне.
  2. Личная гигиена пловца.
  3. Общеразвив. и специальные упр. на суше.
  4. Обучение «вдох» с поворотом головы в сторону (стоя на месте, в ходьбе, в скольжении).
  5. Разучивание общего согласование движений, ног и дыхания, рук и дыхания.
  6. Совершенствование техники на спине (ноги, упр.).
  7. Контрольные задания.
  8. Игры.
  1. Специальные дыхательные упр. в зале и в воде.
  2. Совершенствование техники кроль на груди в полной координации на задер.дыхания.
  3. Обучение техники кроль в согласовании движений рук, ног и дыхания.
  4. Упр. для изучения старта с бортика из положения стоя в наклоне вперед, руки вытянуты вперед, с последующим скольжением на дальность.
  5. Контрольные задания.
  6. Игры в воде.
  1. Совершенствование умений в плавании кролем на груди и на спине по элементам и с освоенными уже связками элементов.
  2. Совершенствование умений плавать кролем на груди и на спине с полной координацией движений и правильным дыханием.
  3. Упражнения для изучения старта с бортика вперед руками, повороты.
  4. Контрольные задания.
  5. Игры в воде.
  1. Совершенствование умений плавать кролем на груди и на спине с полной координацией движений и правильным дыханием.
  2. Развитие общей выносливости Развитие скорости.
  3. Плавание в ластах.
  4. Контрольные задания:
  • 25м кроль на время. 25м на спине на время.
  • 50-200м на спине на технику.
  • 25-50м кроль в полной координации.
  • Комбинированное плавание кроль-спина-100м.
  • Учебные старты, повороты.
  • Игры в воде.

  1. Правила поведения и меры безопасности в бассейне.
  2. Личная гигиена пловца.
  3. Совершенствование техники плавания кроль на груди.
  4. Совершенствование техники плавания на спине.
  5. Обучение техники плавания способом дельфин: ноги, руки по элементам.
  6. Беседы о правилах безопасности при нырянии.
  7. Обучение нырянию в длину, глубину, старты.
  8. Плавание в ластах.
  9. Развитие общей выносливости.
  10. Контрольное задание: Плавание в ластах с доской до 500м
  1. Обучение техники плавания способом дельфин: ноги, руки по элементам, в полной координации.
  2. Совершенствование техники плавания способами кроль на груди, на спине.
  3. Плавание в ластах.
  4. Развитие общей выносливости.
  5. Плавание отрезков 8x25м, 4x50м, 2x100м, 200м.
  6. Контрольное задание:
  • 12,5м дельфин в полной координации
  • Старты с бортика.
  • Повороты «маятник».
  1. Игры в воде.
  1. Совершенствование техники плавания дельфин (ноги, упр., в коорд.).
  2. Развитие общей выносливости (плавание способом кроль, серии: 8-10x25м, 4-5х50м, 2x100м, 200м и т.д.).
  3. Плавание в ластах.
  4. Плавание способом на спине от 50м-до400м.
  5. Обучение техники работы ног способом брасс.
  6. Обучение техники брасс (руки).
  7. Плавание брасс в координации.
  8. Контрольные нормативы:
  • плавание ноги брасс с доской до 25м,
  • дельфин в координации 25м.
  1. Обучение техники способа брасс (ноги, руки, упраж.).
  2. Совершенствование техники способа дельфин (ноги, упр., в корд.).
  3. Совершенствование техники способа кроль на на груди, на спине.
  4. Плавание в ластах до 500м.
  5. Плавание на спине до 400м.
  6. Плавание брасс 100-3 00м.
  7. Плавание кроль 50-200м
  8. Игры, эстафеты на скорость все способы.
  9. Старты, повороты.
  10. Контрольные нормативы:
  • Кроль 50-200м.
  • На спине 100-500м.
  • Брасс 100-3 00м.
  • Дельфин 25-50м.
Содержание учебно - тематического плана по плаванию.
Теоретические сведения.
Тема №1 Правила поведения в бассейне.
Порядок прибытия на занятия, первоначальное построение, порядок в раздевалке, в душе и в бассейне. Требования к порядку и дисциплине детей в раздевалке, душе, бассейне.
Тема №2 Меры безопасности в бассейне.
Передвижение в бассейне шагом. Поведение в бассейне до начало занятий по плаванию и после окончания занятий. Пользование электрофенами для сушки волос.
Тема №3 Личная гигиена пловца.
Требования к одежде пловца. Наличие принадлежностей и порядок помывки в душе до начало и после окончания занятий. Гигиенические требования к пловцам в бассейне.
Тема №4 Плавание-важное средство закаливания и укрепления здоровья детей.
Требования к закаливанию организма на занятиях по плаванию. Элементы закаливания в домашних условиях. Совершенствование иммунной системы человека важный фактор предупреждения простудных заболеваний. Влияние плавания на развитие и совершенствование сердечно - сосудистой, дыхательной и др. систем организма.
Практические занятия.
Общеразвивающие и специальные физические упражнения.
Комплекс №1
  1. Ходьба и бег н/м с высоким подниманием колен.
  2. Круговые вращения руками вперед, назад.
  3. Упр. "Стрела" фиксировать у стены 4сек., повторить 5-6 раз.
  4. И.п. - сидя на бортике, упор руками сзади, ноги вытянуты, носки "внутрь". Движение ногами кролем.
  5. И.п. - ноги врозь, руки за голову. Наклоны туловища вперед с доставанием пола руками.
  6. Бег н/м с высоким подниманием колен, ходьба.
  7. Упражнения на дыхание.
Комплекс №2
  1. Ходьба и бег с высоким подниманием колен.
  2. И.п. - стоя ноги врозь, правая рука вверх, левая прижата к бедру. Имитация гребковых движений руками при плавании кролем н/с.
  3. И.п. - стоя ноги врозь руки за голову. Повороты туловища в сторону, руки в сторону.
  4. И.п. - стоя в наклоне, выполнение гребковых движений руками в согласовании с дыханием при плавании кролем на груди.
  5. Бег н/м с высоким подниманием колен.
  6. Упражнения на дыхание
Комплекс №3
  1. Ходьба и бег с высоким подниманием колен.
  2. Круговые движения вперед, назад (иммитация).
  3. Ноги врозь, руки за головой - круговые движения туловищем.
  4. Сидя на полу - работа ног кролем, то же - лежа.
  5. Выпрыгивания вверх, с переходом в ускорение, л/б и ходьбу.
  6. Упражнения на дыхание.
Подготовительные упражнения для освоения с водой.
Упражнения для освоения в воде выполняются в течении 10-12 занятий. Выполняя их, занимающиеся учатся погружаться с головой в воду и открывать глаза, всплывать и принимать правильное положение пловца на воде ("Стрела"), делать выдох в воду, скользить по поверхности, сохраняя горизонтальное положение тела. Большинство упражнений выполняется с задержкой дыхания на вдохе.
Упражнения, знакомящие с плотностью и сопротивлением воды.
  1. Передвижение в воде по дну шагом, бегом, грудью, спиной, левым и правым боком вперед, передвижение в воде с выполнением руками гребковых движений.
  2. Упражнение "Полоскание белья".
  3. И.п. - стоя на дне, делать поочередные движения ногами способом кроль, при плавании брассом, отталкиваясь от воды передней, внутренней поверхностью голени и стопы.
  4. И.п. - присесть в воду до уровня подбородка, руки вытянуты в стороны, лежать на воде. Повороты туловища налево и направо, удерживая прямые руки на воде и меняя положение кистей рук на воде.
  5. Игры и игровые упражнения:"веселые дельфины", "Переправа", "Кто быстрее", "Рыбы и сеть", "Караси и карпы", "Байдарки".
Погружение в воду с головой и открывание глаз
  1. "Умывание". И.п. - стоя на дне, наклониться вперед, побрызгать себе в лицо водой, не вытирая глаза руками. Затем сделать вдох, задержать дыхание, опустить лицо в воду на 3 сек.
  2. И.п. - стоя лицом к бортику, руками держаться за край бортика. Погружаться с головой в воду и открыть глаза на 5 сек., затем 7 - 10...
  3. И.п. - стоя в наклоне на дне, руки на коленях. Сделать вдох, задержать дыхание, опустить лицо в воду, открыть глаза, сосчитать до 5.
  4. И.п. - сидя на бортике бассейна. По команде спрыгнуть в воду ногами вниз, затем погрузиться с головой под воду.
  5. Игры и игровые: "Веселые брызги", "Сядь на дно","Хоровод","Поезд идет в тоннель", "Охотники и утки", "Смотри в глаза друг другу", "Искатели жемчуга", "Сосчитай пальцы на руке".
Всплывание и лежание на поверхности воды.
Эти упражнения позволяют детям почувствовать состояние невесомости и научиться лежать в горизонтальном положении на поверхности воды.
  1. "Поплавок". И.п. - стоя в воде, сделать глубокий вдох, задержать дыхание и приседая погрузиться в воду с головой, принять группировку, всплыть на поверхность. В этом положении лежать на воде 10-15 сек., затем вернуться в и.п.
  2. "Медуза". Сделав вдох, задержать дыхание, лечь на воду, опустить лицо и руки в воду. Чуть согнуться в пояснице и расслабить руки и ноги, "повиснуть" в воде на 10 - 12 сек. Затем встать ногами на дно.
  3. "Звезда". Сначала выполнить "поплавок", затем на счет 4-5 выпрямить руки и ноги, лечь на воду горизонтально, голова опущена в воду, руки и ноги слегка развести в стороны - держать 10 сек.
  4. "Звезда" выполнить в положении н/с.
  5. "Стрела"(положение пловца на воде). Стоя спиной к бортику, присесть так, чтобы подбородок лежал на воде, руки вытянуты вперед, положить на воду. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, опустить лицо в воду, отталкиваясь ногами от дна, лечь на воду строго горизонтально, спина прямая, ноги вытянуты, руки впереди - держать 10 сек.
  6. "Стрела" выполнить в положении н/с.
  7. Игры и игровые упражнения: "Поплавок"(кто дальше), "Пятнашки с поплавком", "Чья стрела лучше".
Освоение дыхания в воде
Умение задерживать дыхание в воде и выполнять выдох в воду является основой для постановки различного дыхания при плавании.
  1. "Умывание". Побрызгать себе в лицо водой, делая в этот момент выдох".
  2. И.п. - стоя лицом к бортику, приседая в воду с головой, постепенно погружаясь все ниже и ниже под воду, сделать под водой продолжительный выдох.
  3. И.п. - то же, руки на коленях. Погружаясь в воду с головой, сделать продолжительный выдох под водой.
  4. И.п. - стоя на дне в наклоне, руки на коленях, лицо левой щекой лежит на воде. Вдох и выдох с поворотом головы в воду.
  5. Игры и игровые упражнения: "У кого вода закипит сильнее", "Поезд идет в тоннель", "Насос".
Скольжения
Скольжения на груди и на спине с различным положением рук, помогают освоить рабочую позу пловца - равновесие, обтекаемое положение тела, умение максимально "проскальзывать" вперед после каждого гребка, что является основой и показателем хорошей техники плавания.
  1. "Буксир". Лечь на воду с плавательной доской и поплавком в ногах, и принять положение "Стрела". Партнер берет за доску и везет по воде, выполняя роль буксира. После этого упражнение выполняется с поплавком, затем без поддерживающих предметов.
  • гребки руками с дыханием.
  • Движение ногами и гребки руками в плавании с дыханием
  • Плавание с полной координацией движений руками, ногами и дыханием.
  1. Широкое применение игр на воде, игровых и соревновательных упражнений - обязательное методическое требование к учебно -тренировочному занятию по плаванию. При помощи игр решаются задачи повторения и закрепления разученных упражнений на воде, воспитание самостоятельности, инициативы, развитие творческих способностей детей, улучшение эмоционального фона занятий.
  2. Скольжение "Стрелы" без предметов.
  3. Скольжение на груди с различным и.п. рук с выдохом в воду.
  4. Скольжение на спине с доской.
  5. Скольжение на спине без предметов...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3560

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340