Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок литературы в 7-м классе Сергий Радонежский – молитвенник и заступник за Русскую землю - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Урок литературы в 7-м классе Сергий Радонежский – молитвенник и заступник за Русскую землю


Автор(ы): Рыбалко Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: дать представление учащимся об особенностях житийной литературы на примере «Жития Сергия Радонежского», рассмотреть этапы духовного пути игумена, выяснить, как создаётся идеальный образ святого в литературе.
Воспитательная цель:
формирование духовного мира школьников, нравственных принципов, эстетических вкусов силой воздействия художественного слова на примере образа Сергия Радонежского..
Оборудование:
  • Репродукции картин:
    М.В.Нестеров «Видение отроку Варфоломею»,
    Андрей Рублёв «Троица Ветхозаветная»,
    А.П.Бубнов «Утро на Куликовом поле»,
    М.Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем»
  • Аудиозапись колокольного звона
  • Электронная презентация «Как создается образ святого в «Житие Сергия Радонежского» <Приложение 1>
  • Мультимедийный проектор с экраном
Ход урока
Звучит эпиграф урока:
Сколько веры, сколько силы!
Духом плоть побеждена.
С этой верой тьма могилы
Человеку не страшна!
Благодатные примеры –
Эти светочи земли...
О, хотя частицу веры
Их мне, Господи, пошли!
А.Круглова.
Звенят колокола, на их фоне звучит стихотворение И.С.Аксакова «Всенощная в деревне»:
Приди ты, немощный,
Приди ты, радостный!
Звонят ко всенощной,
К молитве благостной...
и звон смиряющий
Всем в душу просится,
окрест сзывающий
в полях разносится.
И стар, и млад войдёт:
Сперва помолится,
Поклон земной кладёт,
Кругом поклонится...
И стройное клирное
Несётся пение,
И диакон мирное
Твердит глашение
О благодарственном
Труде молящихся,
Ограде царственном,
О всех трудящихся,
О тех, кому в удел
Страданье задано...
А в церкви дым висел
Густой от ладана,
И заходящими
лучами сильными,
И вкось блестящими
Столбами пыльными,
От солнца Божий храм
Горит и светится.
Слово учителя. Так же светится и горит душа человека во время молитвы, так же освящал и притягивал к себе сотни и тысячи людей преподобный Сергий Радонежский. Сегодня мы поговорим о житии этого заступника и молитвенника за землю Русскую. В конце урока мы должны будем ответить на вопросы:
  • Чем Сергий Радонежский заслужил любовь и почитание людей?
  • Поему спустя века люди идут в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру поклониться батюшке Сергию?
  • Зачем нам и нашим современникам, живущим в XXI веке, изучать житие святого?
Что такое житие? Что характерно для этого жанра? Обратимся к словарю <Приложение 2>
Житие
– жизнеописание. Оно рассказывает не только о фактах биографии, но и духовной жизни человека. Поэтому мы должны проследить этапы духовного пути Сергия Радонежского. Обратимся к тексту жития.
  • Какое имя дали святому при крещении?
  • Каким был Варфоломей в детстве?
  • Зачитайте фрагмент «Жития…», рассказывающий о встрече Варфоломея с ангелом в виде инока.
Обратите внимание на картину М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (Презентация <Приложение 1>, слайд №4).
  • Как изобразил художник Варфоломея?
  • На что мы обращаем внимание прежде всего, глядя на картину?
  • Что такое просфора? Обратимся к словарю <Приложение 2>
Просфора – хлеб, который вкушают до и после литургии.
Литургия – главная церковная служба, проводимая, в первой половине дня.
На фоне лесов и полей на переднем плане картины стоят две фигуры – мальчика и явившегося ему под дерево святого в одежде схимника. Юный отрок весь застыл в трепетном восторге, широко открытые глаза его не отрываясь смотрят на видение. Художник передал умильное молитвенное настроение мальчика. Не только его худенькая фигурка и восторженно-умильные устремлённые на схимника глаза полны молитвы; молится и весь пейзаж, преображённый рукой мастера в стройную гармонию красок. Картина раскрывает самые глубокие тайники души; не тоску и не думу изображала она, а скорее радость сбывшейся мечты. И мы слышим слова святого: «Отныне, чадо, дарует тебе Бог разумение, о котором просишь, чтобы мог и других учить».
  • Какова цель жизни Варфоломея? (трудиться для людей во славу Божью)
  • Для чего он ушёл в пустынь?
  • Почему стал монахом? (монашеский постриг – важнейшее событие в духовной жизни Сергия Радонежского, он посвятил себя служению богу и людям). (Презентация, слайд №5)
  • Какие испытания ему пришлось пройти?
  • Какие трудности преодолеть? (Много трудился, в лёгкой одежде переносил холода, молитвой прогонял бесов) (Презентация, слайд №6)
  • Почему к нему шли люди? Чего от него ждали? (хотели стать лучше, чище, ждали помощи, совета, доброго слова, исцеления)
  • Какие черты характера свойственны отцу Сергию? (глубокая вера, скромность, трудолюбие, любовь к людям, к родной земле)
  • Кто такой праведник? Обратимся к словарю <Приложение 2>
Праведник – благочестивый человек, живущий в соответствии с Законом Божьим.
  • В чём Господь помогал Сергию Радонежскому? Какие чудеса он мог творить? (По его молитве пробился источник (Слайд №7), прокажённые очищались, слепые прозревали, пришедшие к нему обретали телесное здоровье и душевную пользу, он воскресил мёртвого отрока; (Слайд №8)
  • Что всегда лежит в основе его деятельности? (Любовь к Богу, к людям, к родной земле)
Обратимся к истории. В начале шестидесятых годов XIV века в Золотой Орде пришёл к власти умный, хитрый хан Мамай. Московский князь Дмитрий Иванович в это время становится верховным защитником Русских земель. Назревают решающие события. Накануне великой битвы на Куликовом поле Великий князь Дмитрий едет к старцу Сергию (слайд №9)
Ребята рассказывают о встрече Сергия Радонежского и Дмитрия Донского и её значении для всей России.

Князь пришёл за благословением в субботний вечер 15 августа вместе с небольшим отрядом. До поздней ночи в маленькой келье возбуждённо ходил, садился, вскакивал и горячо говорил с Сергием о предстоящей битве пылкий князь. Смиренно и внимательно слушал его старый игумен и давно уже понял то, о чём не договаривал гордый Дмитрий. Не простого благословения желал он, а необычного, какого не знал ещё христианский мир.
Далеко за полночь Сергий, проводив Дмитрия на короткий ночлег, приказал разбудить и собрать для совета в церковь самых праведных старцев, а наутро, так и не отдохнув ни часа, служил долгую и торжественную литургию.
Спокойно, с достоинством стояла в церкви широкоплечая, закованная в железо княжеская дружина. После службы отец Сергий пригласил отобедать в монастырской трапезной. Отказываться было никак нельзя: ведь обед за столом с иноками очищал от грехов и причащал к таинствам Христовым. И только после неторопливой трапезы, выйдя на двор, отец Сергий окропил всех склонившихся в почтении к нему воинов святой водой и осенил деревянным крестом. А потом, волнуясь, громко и торжественно, чтобы слышали многие, собравшиеся в монастыре, воскликнул:
- Пойди, господине, на поганые половцы, призывая Бога! И Бог будет ти помощник и заступник!
И в ту минуту, когда все, перекрестившись, низко поклонились до самой земли, старый игумен пригнулся к князю и тихо, только ему одному, шепнул:
-Сумеешь, господине, победить супостатов своих, как и подобает тебе.
Быстро, огненно глянул Дмитрий в глубокие, пророческие глаза Сергия и сердцем почувствовал: так и будет. Расступились монахи на две стороны, и вышли к Дмитрию два высоких, мужественных инока. Первый, постарше,- боярин Андрей Ослябя, второй – Александр Пересвет. На головах их были надеты чёрные шлемы спасения – островерхие кукули с вышитыми белыми крестами.
-Вот тебе мои оруженосцы,- просто сказал старый игумен. Знал Сергий, что русские рати, увидев впереди себя Христовых воинов, воспрянут духом: ведь если с ними Бог, то кто против них? И храбрость их станет подобной льву бесстрашному.
-Мир вам, возлюбленные мои,- перекрестил напоследок ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3089

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340